Главная
Регистрация
Вход
Вторник, 17.07.2018, 23:53

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [84]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [197]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [66]
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [29]
МАТЕМАТИКА [55]
ИНФОРМАТИКА [28]
ИСТОРИЯ [123]
БИОЛОГИЯ [46]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [51]
ГЕОГРАФИЯ [101]
ФИЗИКА [57]
ХИМИЯ [92]
ОБЖ [34]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [27]
ТЕХНОЛОГИЯ [35]
МУЗЫКА [20]
ИЗО [29]
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ [51]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » МУЗЫКА

"Мир детства, добра и красоты в произведениях Гофмана и Чайковского"

Цель урока: формирование у учащихся целостного восприятия образов детства, добра и красоты в произведениях Гофмана и Чайковского.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать мыслительные навыки;
  • развивать умение сравнивать, сопоставлять;
  • закрепить знания литературного текста и понятия балета.

Развивающие:

  • создавать условия для оптимизации творческих способностей учащихся;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать тембровый слух;

Воспитывающие:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать культуру слушателя, исполнителя.

Тип урока – закрепление материала

Жанр урока – тематический

Приемы музыкальной деятельности – практические упражнения, анализ конкретной ситуации, активное слушание, вокализация, размышление о музыке, метод моделирования.

Ход урока

(на доске эпиграфы, на стенде рисунки детей)

«… Как можно правдивее, искреннее выразить в музыке то, что имелось в тексте!»
П. И. Чайковский

«… Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает»
Э. Т. Гофман

«… Это симфония о детстве. Словно раздвигаются
Стены детской комнаты, и мечты героев вырываются
На свежий простор …к звездам …в розовое море надежд»
Б. Асафьев

Учитель. Сегодня урок необычный – это урок музыки и литературы одновременно. Мы поговорим о сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», а также познакомимся с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик». Сравним, как образы сказочных героев показаны при помощи слова в литературном произведении и при помощи музыки, постараемся понять, какова идея произведений Гофмана и Чайковского.

Учитель. Посмотрите на доску. Три эпиграфа перед вами (читает). Вспомните, что такое эпиграф, для чего он нужен. В конце урока вы скажете, какой из эпиграфов, по-вашему, подходит к этому уроку и почему.

Учитель. Чего не хватает на доске? (Темы урока)

Учитель. Тему урока вы также сами попробуйте сформулировать в конце занятия.

Учитель. Обратимся сначала к литературному произведению.

Определите жанр. Что такое сказка, каковы принципы ее построения.

В канун какого праздника происходит действие сказки? Найдите описание елки. Что такое святочный сюжет? Обрисуйте несколькими словами сюжет сказки.

Учитель. Сюжет имеет не только литературное, но и музыкальное произведение. Где пишется сюжет балета? Что такое балет, где он родился?

Учитель. Балет состоит из действий, отдельных сцен и танцев. Но всегда, в самом начале, звучит вступительная музыка – увертюра. Увертюра выполняет две функции: во-первых, с помощью нее мы приводим в порядок свой внутренний мир перед главными событиями; во-вторых, в увертюре мы должны услышать в общих чертах действие всего балета.

Я предлагаю послушать увертюру к балету. После прослушивания мы с вами попытаемся с помощью нашего словаря эстетических эмоций определить настроение. (Слушание).

Учитель. Какое настроение? Всегда ли оно было спокойным?

Увертюра говорит нам о том, что что-то произойдет с нашими героями, и это нас очень тревожит.

«Парад героев»

Дроссельмейер
(Выходит ученик в костюме Дроссельмейера, читает стихотворение)

Кто был маленького роста,
Носил желтый сюртучок,
И стеклянный паричок.
Людям счастье приносил,
Им игрушки разносил,
Сказочки рассказывал?

Учитель. Как бы вы изобразили в музыке этого героя? Почему.

Сравним с образом Дроссельмейера Чайковского. (Слушание фрагмента увертюры). Что общее, что различное?

Учитель. Как выглядел старший советник суда в литературном произведении? Какими талантами он обладал. Какую роль играл Дроссельмейер в истории Мари и игрушечного Щелкунчика?

Щелкунчик
(Выходит ученик в костюме Щелкунчика, читает загадку)

Небольшого роста, на тоненьких ножках,
В черненьких сапожках, красненький костюмчик,
А зовут меня ….

Учитель. Как выглядел Щелкунчик, когда Мари впервые его увидела?

Кем был Щелкунчик раньше, до встречи с Мари? Кем он стал впоследствии?

Какие черты Щелкунчика вы можете назвать? Почему авторы назвали сказку и балет его именем? (Слушание марша Щелкунчика).

Учитель. Какую жанровую основу взял Чайковский для этого фрагмента? Почему? Какая музыка, какого Щелкунчика изобразил Чайковский?

Мари
(Выходит ученица в костюме Мари, читает загадку)

Я девочка из сказки, по возрасту семь лет,
Умней, смелей меня, на целом свете нет.
Есть у меня братишка по имени Фриц,
Ужасный шалунишка, незнающий границ.
Мой дядя Дроссельмейер на Новый год
Мне подарил игрушку небольшую –
Орешки постоянно он грызет.
Причем, мечту имея непростую,
Я красива, посмотри, а зовут меня ...

Учитель. Что вы узнали о главной героине сказки? Почему среди всех игрушек она обратила внимание на Щелкунчика? Какие черты характера помогли Мари преодолеть злые чары? Каково ее отношение к Щелкунчику?

Учитель. Известно, что музыке под силу изобразить и выразить очень многое.

Прослушаем фрагмент из балета. (Слушание фрагмента «Битва мышей»).

Учитель. Что изображено в данном фрагменте? Что выражено?

Как Чайковский выразил тревогу Мари о Щелкунчике?

Учитель. Вспомните, кто руководил армией мышей, но пока не говорите.

Мышиный король
(Выходит ученик в костюме Мышиного короля, читает загадку)

Он хвостатый, косолапый, семь голов, имеет лапы,
Не боится он людей, настоящий он злодей.

Учитель. Найдите описание этого героя в сказке? Почему он ненавидел Щелкунчика?

Учитель. Какой рисунок вам больше понравился? Какой точнее передает образ героя?

Учитель. Прослушаем фрагмент, попытаемся определить идею всего произведения. (Слушание).

Учитель. Какова идея балета? (добро побеждает зло). Какова идея сказки? Куда отправляется Мари и Щелкунчик после победы над мышами? Почему? Какова развязка сказки? Подтвердите текстом.

Учитель. Вернемся к началу урока. Выберите эпиграф и объясните свой выбор.

Определите тему урока.

Учитель. Урок понравился? Спасибо, до свидания.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: admin (25.05.2013)
Просмотров: 752 | Теги: уроки музыки в школе, методика проведения урока музыки, ДМШ, план-конспект урока музыки, Поурочное планирование, урок музыки | Рейтинг: 5.0/1

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru