Главная
Регистрация
Вход
Вторник, 16.01.2018, 20:10

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [84]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [197]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [66]
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [29]
МАТЕМАТИКА [55]
ИНФОРМАТИКА [28]
ИСТОРИЯ [123]
БИОЛОГИЯ [46]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [51]
ГЕОГРАФИЯ [101]
ФИЗИКА [57]
ХИМИЯ [92]
ОБЖ [34]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [27]
ТЕХНОЛОГИЯ [35]
МУЗЫКА [20]
ИЗО [29]
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ [51]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ХИМИЯ

Урок химии "Кофе – праздник вкуса"

Реализация образовательной, воспитательной и развивающей целей обучения на данном мероприятии была достигнута через решение следующих задач:
- приобретение учащимися лингвострановедческих знаний;
- приобщение к иноязычной культуре;
- формирование самооценки, взаимооценки и навыков групповой и самостоятельной работы   учащихся;
- формирование уважительного отношения к иностранному языку как средству межкультурного государственного общения;
- развитие речевых способностей учащихся и словесно-логического мышления на немецком языке;
- приобретение учащимися знаний по химическому составу кофе и молока;
- обобщение фактов и формулирование выводов из прочитанного и услышанного.

Формат урока: интегрированный урок общения российских и немецких школьников с использований знаний немецкого языка и химии.

При проведении интегрированного урока использовались технические средства обучения, информационный материал, аудиовизуальный материал, словари, химическое оборудование и реактивы.

Ход урока

Цель урока: создание условий для формирования нового взгляда учащихся на кофе как на напиток, имеющий свою историю возникновения, традиции его потребления разными народами мира, осознание полезных свойств кофе, его благотворного влияния на организм человека.

Первый этап урока – Einstieg

Lehrer: Kaffee regt an, zum Genießen und zum Entdecken. In dieser Stunde besprechen wir Informationen, Fakten, Geschichten, News und vieles mehr rund um das Lieblingsgetränk der Deutschen und jetzt auch der Russen.
Von seinem langen Weg aus den Ursprungsländern bis zu dem Augenblick, in dem er bei den vielen Millionen Konsumenten heiß und köstlich zum Genuß bereit steht. Als ein belebender, duftender Muntermacher, ein wichtiges Handelsgut und beliebtestes Heißgetränk der Welt.
Entdecken wir die faszinierende Welt des Kaffees.

Учащимся демонстрируются фото кофе. Просмотр сопровождается комментариями учащихся на русском языке. Немецкие школьники должны в основном понять смысл высказываний (они учат в своей гимназии русский язык) и добавить своё на немецком языке.


Рисунок 1

Учащийся 1. С него начинают утро две трети жителей Земли. Кофе – величайший путешественник всех времен и народов. В Европе кофе известен всего 300 лет, на самом же деле - он отметил свой тысячелетний юбилей. Речь идет о самом восхитительном напитке на Земле - о кофе.

Год, примерно, 902 - легендарная история открытия кофе.

…Давным-давно, примерно в X веке, в далекой жаркой Эфиопии, в горной местности под названием Каффа, обыкновенные козы совершили настоящее открытие. Молодой пастух Калди заметил, что его подопечные старательно объедают красноватые ягоды с небольших кустарников, после чего начинают резвиться с утроенной силой. Любознательный пастух решил попробовать ягоды и листья. На вкус они ему не понравились, однако вскоре юноша заметил, что его покинула усталость, да и настроение заметно улучшилось. Калди рассказал об удивительных ягодах своим родственникам и друзьям, и скоро весть о них разлетелась по всей округе.

Учащийся 2. От пастуха о чудодейственных свойствах необычных листьев и ягод узнали монахи-миссионеры. Открытие эфиопских коз их очень заинтересовало – в результате долгой работы, путем проб и ошибок, они смогли составить рецепт отвара из кофейных листьев, чудодейственная сила которого возвращала человеку бодрость и силу, изгоняла хандру и помогала не засыпать во время длительных молитв. Придумали монахи и первый кофейный напиток: ягоды с эфиопских кустов просто вымачивались в воде. Позже те же монахи нашли способ сохранять энергетические плоды во время их перевозки к другим монастырям: ягоды кофе сушились на солнце и долго не портились.


Рисунок 2

Учащийся 3.

…в ХII веке впервые появилась настоящая кофейная культура. Постепенно дикий кофе, растущий в Эфиопии, стал завоевывать мир: великий кофейный путь шел через Красное море в Аравию, где кофе завоевал огромную популярность, особенно, в Йемене, в городе Моха, где купцы впервые стали культивировать кофейные плантации. Целых два века Йемен снабжал весь восток лучшим кофе, носившим старое имя города Моха – мокко. Во многих городах и странах люди не только употребляли отвары из кофейных листьев и ягод, но и делали из них бодрящие жевательные шарики. Таким образом, в VII веке зародилась настоящая кофейная культура.

Учащийся 4.       

Год 1425

Рождение кофе... С момента открытия козами кофейной силы и до четырнадцатого века приготовление кофе претерпело множество изменений. Сначала это был просто отвар из листьев. Затем эфиопские племена стали готовить вино из забродивших кофейных ягод. Этот напиток носил гордое название qahwah (дословно – «настой, мешающий заснуть»).
Арабы употребляли кофейные ягоды в пищу, варили их для приготовления кофейного напитка, делали вино из забродившей мякоти спелых ягод.

В Турции, кофейные плоды впервые подверглись обжариванию на открытом огне - это было своеобразным прообразом того кофе, который так популярен у нас сегодня. Напиток, приготавливаемый из обжаренных плодов кофе, назывался qahve, а еще через двести лет получил свое европейское имя: caffe, cafe, coffee.


Рисунок 3

1604-1645 – завоевание кофе Европы
В Европу кофе попал благодаря вездесущим венецианским купцам в 1615 г. Ароматный напиток привлек внимание знати. Тем не менее, находились и те, кто воспринимал новый напиток "в штыки”: некоторые государственные мужи почувствовали неясную угрозу, и настоятельно порекомендовали Папе Клименту VIII объявить любимый напиток Оттоманской Империи нечистым. Однако одного глотка отличного крепкого кофе оказалось достаточно для того чтобы Папа Климент VIII счел его благодеянием Господним и благословил христиан на потребление этого напитка.

Учащийся 5.

1652 – первая в истории кофейня

Первый в истории кофейный дом открылся в Италии в 1645 году, а через семь лет в Лондоне открывается первая кофейня. В Англии кофе считали отличным медицинским средством. Доктора повсеместно прописывали состоятельным больным кашицу из молотого кофе, меда и растопленного масла – считалось, что она прекрасно лечит заболевания кишечника и помогает при истерии.

Учащийся 5. 

1672 – кофе по-французски

Высокомерный Париж опоздал на 20 лет. Первый кофейный дом здесь открылся лишь в 1672 году. И почти сразу забили тревогу торговцы вином – их прибыли заметно упали. В ход пошел черный PR – гильдия винных торговцев объявила кофе "сажей, разбавленной водой” и доплатила местному духовенству за предание кофе публичной анафеме. Это не помогло: аромат кофейных зерен туманил рассудки и привораживал сердца французов. Король Людовик XV варил кофе собственноручно.

Учащийся 6. 

1721 – немецкий "нюх” на кофе

Практичные немцы подошли к принятию новой европейской моды не торопясь: сначала наслушались рассказов о дивном напитке в Европе, потом попробовали, посчитали и быстро сообразили, что продажа кофе - дело прибыльное. Немецкий кофейный бизнес развивался так успешно, что веком позже прусский король Фридрих объявил на кофе государственную монополию, и даже ввел специальную должность – "вынюхиватель”. Вынюхиватели расхаживали по улицам прусских городов и буквально вынюхивали, не потянет ли крепким кофейным духом из нелегальной сушилки. Надо ли говорить, что служба эта была небезопасна: мало того, что "нюхачи” нередко получали серьезные увечья от особо злостных нарушителей, после работы бедняги не могли толком отдохнуть: ни пива выпить, ни табаку покурить – ничего, способного нарушить тонкое обоняние государственного "нюхача”. К 1763 году в одной только Венеции насчитывалось свыше 200 кофеен.


Рисунок 4

Учащийся 7.  

1788 – кофе в науке

Со временем в Европе начались споры по поводу того, вредно или полезно для здоровья кофе. В 1732 г. И.С. Бах написал кантату кофе, высмеивающую кампанию немецких врачей против этого напитка.

Тем временем сами врачи не спали – в 1788 году шведский медик Густавсон поставил интересный эксперимент. Преступникам, приговоренным к пожизненному заключению, ежедневно давали по три чашки натурального кофе. Несмотря на суровый тюремный режим, заключенные, систематически употреблявшие кофе, прожили до 70-80 лет. Сам же экспериментатор прожил 62 года, хотя воздерживался от кофе и пребывал в более комфортных условиях.

А в 1819 году французскому ученому Рунге удалось выделить из кофейного экстракта бесцветные шелковистые кристаллы слабогорького вкуса, водный раствор которых по своим возбуждающим действиям во много раз превосходил кофейный отвар. Это вещество, относящееся к алкалоидам, было названо кофеином.

После открытия кофеина, кофе пережил второе рождение – теперь он стал применяться как лечебное средство. Сейчас кофеин с успехом используется в медицинской практике при лечении многих заболеваний. Он входит в состав более двадцати наименований различных лекарственных препаратов, способствующих восстановлению нарушенных функций некоторых органов человека.

Учащийся 8. 

1700 – "открытие Америки”

Из Европы кофе попал в Америку вместе с колонизторами. В начале 1700-х гг. капитан французский пехоты привёз в Новый Свет первый саженец кофе, который он посадил на острове французской колонии Мартиники в Карибском море. Уже 50 лет спустя на острове выросло почти 19 миллионов кофейных деревьев. Отсюда кофейное дерево начало свой путь к остальной части тропических районов Южной и Центральной Америки.

Континентальный Конгресс тогдашних колонизированных Соединённых Штатов объявил кофе национальным напитком в протест чрезмерному налогу на чай, взимаемому Британской короной.

Учащийся 9. 

Век XVIII

Петр Первый решительно прорубил окно в Европу. И оттуда вдруг потянуло тонким кофейным ароматом. Для России кофе был новинкой голландского происхождения. Петр Великий часто гостил у амстердамского бургомистра Николая Витсена, известного в то время предпринимателя и кофеторговца. Там он пристрастился к напитку, и по возвращении в Россию ввел его в обычай на своих ассамблеях. Светлейший князь Меньшиков собрал в своем дворце на набережной Невы лучшую коллекцию кофейной утвари, а позже граф Шереметев отстроил в своем поместье голландский домик, где устроил целую кофейную комнату. Россия вышла из темного средневековья и устремилась вместе с Европой к прогрессивному XIX веку.

Учащийся 9.  В 1822 году во Франции разрабатывается первая Эспрессо машина. Итальянцы усовершенствовали французскую Эспрессо машину до её современного вида и стали лидерами по коммерческому производству этих замечательных машин. С тех пор, Италию считают истинной родиной кофе Эспрессо. Кофе в этой стране настолько важен в повседневной жизни, что цены на него в кофейнях регулируются итальянским правительством. На сегодняшний день в Италии функционируют свыше 200 тысяч кофеен.

Учащийся 10.  В 1906 году Джордж Констант Вашингтон, английский химик, живший в Гватемале, заметил осадок в виде пудры на дне и стенках своей серебряной кофеварки. После ряда экспериментов он начал первое массовое производство растворимого кофе (этот вид называется Red E Coffee), позволяющего готовить напиток прямо в чашке, за которым последовали десятки других видов.
Учащиеся получают информационные карты, которые они заполняют в ходе урока.

Второй этап урока.

 Учитель дает краткую характеристику химического состава кофе, затем учащимся раздается материал об основных составляющих кофейного зерна. Продолжается работа в группах. Проводится химический эксперимент по выделению кофеина из молотого кофе согласно инструктивной карте . После проведения опыта учащиеся под лупой рассматривают кристаллы кофеина. Полученную информацию отражают в «Информационной карте»


    


Рисунок 5


  


Рисунок 6 

 Учитель химии: Кофе имеет сложный химический состав: он содержит приблизительно две тысячи химических веществ, которые в совокупности определяют его отличительный аромат и вкус. Причем изучено менее половины этих веществ. Наиболее сложный аспект — их воздействие на организм человека — еще ждет своих исследователей.

Обжаренные кофейные зерна теряют большую часть воды (ее содержание уменьшается с 11 до 3%), а их химический состав из­меняется в зависимости от степени и продолжительности обжарки. Как и у сырых зерен, жареный кофе содержит широкий диапа­зон компонентов.

Липиды (от греческого lipos — «жир») — обширная группа природных органических соединений, включающая жиры и жиропо­добные вещества, - занимает в структуре кофейного зерна достаточно большое место. Однако они практически полностью оста­ются в сухом остатке и в приготовленный напиток не переходят. 

Растворимые углеводы — сахароза, фруктоза и галактоза в структуре жареного кофейного зерна занимает от 25 до 28% всех растворимых компонентов. Зерна кофе содержат более трех десятков различных органических кислот, в том числе яблочную, лимонную, уксусную, кофейную. 

Особого внимания заслуживает хлорогеновая кислота. Несмотря на то, что во время обжарки кофейное зерно теряет ее на 60%, все же оставшейся части достаточно, чтобы придавать кофе немного вяжущий привкус. По содержанию хлорогеновой кислоты кофейное зерно представляет собой уникальный продукт, так как ни в каких других растениях она в таком количестве не встречается. 

Физиологическое действие хлорогеновой кислоты, по мнению большинства исследователей, положительное. Она стимулирует обмен азота, помогает строить молекулу белка. Ее считают «младшим братом» кофеина, поскольку она обладает весьма сходным с ним действием, хотя и слабо выраженным. 

Специальный аромат жареному кофе придают эфирные масла. Содержащиеся в них терпены и продукты фенола обладают определенным антисептическим (противомикробным) действием. Пищевой ценности кофе по существу не имеет, хотя и содержит белок. Стограммовая чашка напитка дает всего 9 килокалорий. Однако как источник минеральных веществ, главным обра­зом калия, кофе играет важную роль. Также велико значение кофе как носителя витамина Р, необходимого для укрепления кровеносных сосудов. Чашка содержит 20% суточной потребности человеческого организма в этом витамине. 

Основным биологически активным компонентом кофе, благодаря которому и обусловлено наше пристрастие к этому напитку, яв­ляется органический алкалоид кофеин.

Кофеин - алкалоид из группы пури­нов, представляет собой бесцветные кристаллы с горьковатым вкусом. Его температура плавления — 217°С. Он растворяется в воде и в спирте. Кофеин получают не только из настоя чайных листьев или молотого кофе, но и из плодов гуараны (Pullinia sorbilis), произрастающей в лесах Южной Америки. Кофеин содержится в тех или иных количествах более чем в ста растениях, однако лишь в плодах кофе, какао, гуараны и листьях чая его достаточно много. Влияет на содержание кофеина в напитке также, и степень прожаривания зерен, причем более прожаренные зерна, как для кофе эспрессо, дают меньше кофеина. Влияет на содержание кофеина и сорт используемого кофе: в зернах робусты его больше, чем в зернах арабики. Привкус горечи придают кофейному напитку сложные органические вещества — танины. Для их нейтрализации в кофе добавляют молоко или сливки. Они связывают танины, и напиток теряет горечь. 

Помимо кофеина в кофейных зернах содержится еще один алкалоид – тригонеллин. В отличие от кофеина он не возбуждает и не обладает наркотическим эффектом, однако участвует в образовании вкуса и аромата обжаренного кофе. Анализируя состав обжаренного кофейного зерна, следует упомянуть очень сложное по составу вещество — кафеоль. Включая в себя почти две с половиной сотни компонентов, оно является носителем характерного кофейного аромата.

Заканчивая экскурс в область химии, подчеркнем, что сложные химические процессы, происходящие в кофейном зерне, изучены далеко не полностью. Еще не раскрыта роль отдельных составных, а тем более всего комплекса веществ.

Учитель химии: Предлагает учащимся определить качество молока. Перед вами три стакана с молоком. С помощью качественных реакций докажите наличие добавленных веществ, ухудшающих качество и вкус кофейного напитка.

Третий этап урока.

Учащиеся работают в группах по 5-6 человек, изучают информацию об истории появления и распространения кофе на немецком языке.


 


Рисунок 7

Четвертый этап урока.

Учащиеся знакомятся со слоганами, стихами и высказываниями о кофе.

Пятый этап урока

Подведение итогов мероприятия. Учащиеся, используя данные «Информационные карты», отвечают на вопрос «Что какое кофе?».

Учитель химии: Наш сегодняшний урок я хотела бы закончить словами немецкого ученого Я. Мелешотта: «Кофе придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».

Учитель немецкого языка: Taucht ein in die faszinierende Welt des Kaffees!”

Категория: ХИМИЯ | Добавил: admin (21.01.2015)
Просмотров: 381 | Теги: опыты по химии, поурочные планы уроков химии, урок химии, химия в школе, открытый урок химии, учителю химии, конспект урока химии | Рейтинг: 0.0/0

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru