Главная
Регистрация
Вход
Пятница, 20.07.2018, 21:08

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [84]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [197]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [66]
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [29]
МАТЕМАТИКА [55]
ИНФОРМАТИКА [28]
ИСТОРИЯ [123]
БИОЛОГИЯ [46]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [51]
ГЕОГРАФИЯ [101]
ФИЗИКА [57]
ХИМИЯ [92]
ОБЖ [34]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [27]
ТЕХНОЛОГИЯ [35]
МУЗЫКА [20]
ИЗО [29]
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ [51]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИЗО

Урок ИЗО "Золотые травы хохломы"

Цели и задачи:

  • познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом);
  • определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус;
  • ознакомить с одним из художественных промыслов – хохломской росписью;
  • формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу;
  • воспитывать интерес к народным промыслам.

Тип урока: урок-экскурсия.

Оборудование: учебные таблицы и пособия по хохломской росписи, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы и т.д.).

Ход урока

В каждом доме есть посуда, которая сделана из разных материалов (фарфора, фаянса, стекла, металла, пластмасса).

- Кто ее придумал?

- Нужна ли посуде красота?

- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям?

- Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он придумывал, для чего она, нужно ли ее украшать и как.

В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливает ее повторение. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа.

Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой.

Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.

Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.

Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная.

Посуда может быть веселой, торжественной или безразличной, скучной.

Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.

Посуда по характеру, соответственно назначению, может быть стройной, мощной, приземистой, воздушной и т.д.

Декором посуды может быть ручная роспись.

А сейчас мы совершим при помощи слайдов "экскурсию” туда, где создается посуда, где хранятся ее лучшие образцы в село под названием Хохлома (Нижегородская область).

Очень давно на средней Волге в Нижегородской губернии зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.

В царских, княжеских, боярских теремах знатные и богатые семьи ели из золотой и серебряной посуды. А откуда взять драгоценности даже в самый большой праздник бедному крестьянину?

Но лес у крестьян рядом. Кроме того, у крестьян искони существовало стремление к красоте и умение эту красоту творить.

Мастера - земледельцы вырезали и вытачивали из липы и ольхи – миски, чашки, ложки и даже большие посудины, где можно было хранить муку и заводить тесто.

Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи.

Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды.

Есть русская пословица: "Голь на выдумки хитра”. Это ли не хитрость – превратить липу в золото?!

Стих. Виктора Набокова "Хохлома”.

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

1. Слайд-фильм "Чудо-ложка”.

Этот фильм озвучивают дети (читается текст на фоне музыки "Плясовые наигрыши”, "Камаринская”).

Ложка – загляденье!

Из дерева - легкая, золотисто- огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно-зубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь в руки и видишь, что мастер вырезал ложку из липы.

Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, черемухе, голубике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше, если рядом с ней поставить расписную чудо-миску.

Вот они на столе!

Поглядеть любо-дорого! Расписаны алыми ягодами спелой клубники, диковинными листиками и золотистой травкой на черном фоне.

…Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые.

Но гости стариков дом не обходили.

На богатых дворах – тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица!

(Звучат плясовые наигрыши).

Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная мисочка – конь с шестью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами.

Глаз отвести невозможно!

 Дивились гости: откуда у старика такая красота?

Спрашивали, дорого ли она стоит? Хозяин угощал гостей и говорил: - "Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые – в середине листья рябиновые, да ягоды”.

А почему же спрашивают, - золото твое в воде не тонет и в огне не горит?

Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.

А насчет огня говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть.

Одно слово Хохлома – огненная!

Свое название роспись получила от крупного селения Хохлома, где в далекие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень.

В Заволжье всегда крестьяне-ремесленники любили узоры – "золото”, да "травку”.

Спросите почему – золото, травка?

Разве мало других веселых, радующих глаз, цветов и узоров?

Золото олицетворяло счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.

Когда выдавался хлебный год, то говорили наши мужики – золото (имелось в виду зерно) гребут лопатой. Про семью, в которую пришел достаток, у деревенского колодца молодки говорили: "Живут – золото весят”. Хотя, конечно, все знали, что хлебопашцы драгоценного металла в глаза не видели.

Трава же и цветы, ягоды и листья – побеги напоминали людям о молодости, нови и силе.

Учитель. Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы хохломских мастеров. И я думаю, что после просмотра слайд - фильма у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают мастера Хохломы, за землю на которой мы живем с вами. Которая прекрасна!

Практическая работа.

Показ учителем способа выполнения наиболее простых элементов хохломской росписи и показ расположения элементов в круге, овале.

 

Демонстрация работ учащихся, репродукций, пособий по цвету и композиции, наборы хохломской посуды.

Задание: дети работают в группах над проектами- импровизациями по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу.

1 группа расписывают по трафарету - ложки, 2 группа – тарелки, 3 группа – чашки.

Эстетическая оценка работы.

- Какие работы вам больше всего понравились? Почему?

Выставка работ учащихся.

Категория: ИЗО | Добавил: admin (07.02.2014)
Просмотров: 1521 | Теги: урок ИЗО в школе, мольберт, конспект урока, Кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, Живопись, Поурочное планирование, краски | Рейтинг: 5.0/1

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru