Главная
Регистрация
Вход
Суббота, 22.07.2017, 19:52

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [84]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [197]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [66]
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [29]
МАТЕМАТИКА [55]
ИНФОРМАТИКА [28]
ИСТОРИЯ [123]
БИОЛОГИЯ [46]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [51]
ГЕОГРАФИЯ [101]
ФИЗИКА [57]
ХИМИЯ [92]
ОБЖ [34]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [27]
ТЕХНОЛОГИЯ [35]
МУЗЫКА [20]
ИЗО [29]
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ [51]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии "История присоединения и исследования Прибайкалья в XVII в. Первые остроги"

Цель урока:

  • Выяснить основные пути освоения Сибири в XVII в.;
  • Развивать умение анализировать, навыки работы с картой, определять и объяснять понятия;
  • Воспитание патриотизма и любви к малой Родине

Новые термины: острог, волок, ясак, «угожие места», струг.

Оборудование: карта Иркутской области, контурная карта Иркутской области, атлас Иркутской области, мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: интегрированный: география и история.

Персоналии: Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685-1735), Иоганн Готлиб Георги (1729-1802), Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956), Семен Ремезов, Иван Галкин, Максим Перфильев, Яков Похабов, Аввакум Петров.

Опережающее задание

История. Три группы: Илимский острог, Братский острог, Иркутский острог. Каждая группа собирает сведения о данном остроге используя таблицу, собранную информацию анализируют и представляют в виде презентации, защищают докладом.

вопросы ответы
Название
Год основания
Географическое положение
Численность населения
Основные занятия
Персоналии
Настоящее время

География. Сообщения о исследователях

Данный урок успешно апробирован и вставлен в тематическое планирование.

Ход урока

На доске тема урока. (Слайд 1. тема)

План урока:

  1. Выяснить, какие пути были выбраны казаками
  2. Узнать историю первых острогов Иркутской области и определить их географическое положение
  3. Определить значение присоединения Прибайкалья к России

I. Пути освоения Сибири

Учитель истории: Сегодня наш урок посвящен истории исследования и освоения территории Иркутской области. История исследования и освоения природных условий и ресурсов области начинается с XVII в. именно в это время первых русские землепроходцы небольшими отрядами стали продвигаться с Западной Сибири на Восток, открывая и присоединяя новые земли к русскому государству.

Учитель географии: Географическое положение, территория и крайние точки Иркутской области (Иркутская область расположена в центральной части Евроазиатского материка. Территория области охватывает юг Среднесибирского плоскогорья и бассейны верхних течений рек Ангары, Лены и Нижней Тунгуски.

Площадь территории – 775,1 тыс. кв. км.

Крайние точки области имеют координаты: южная – 51с.ш., северная – 64с.ш., западная – 95 в.д., восточная – 119 в.д. Протяженность границы области – 7240 км. Естественными границами области являются на юго-западе горы Восточного Саяна, на юга Хамар-Дабана, на востоке оз. Байкал, Байкальский хребет, хребты Делюн-Уранский и Кодар, Патомское нагорье.)

Задание: Используя атлас «Иркутск и Иркутская область» с.18

  1. Нанесите на контурную карту и подпишите крайние точки области;
  2. Обведите административную границу области;
  3. Нанесите и подпишите естественные границы области и крупнейшие реки (Лена, Нижняя Тунгуска, Ангара, Киренга, Витим).

Учитель истории: сообщает о С. Ремезове.

РЕМЕЗОВ Семён Ульянович (1642 – после 1720), географ, картограф и историк. Составил первый русский географический атлас из 23 карт –"Чертёжную книгу Сибири" (1699-1701); труды по истории Сибири (Ремезовская летопись, конец 17 в.). (Источник: Энциклопедия "Отечество")

Семен Ульянович (1642 – после 1720), выдающийся географ и историк Сибири. Сын служилого сибирского человека Ульяна Ремизова.

В 1680-е Ремезов являлся «сыном боярским» и сборщиком даней, жил в Тобольске. В к. XVII – н. XVIII в. он был одним из строителей Тобольского кремля. В 1712 получил дворянство. В 1698 он вместе с сыном Семеном создал «Чертеж всей Сибири», а в 1701 вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном – атлас из 23 карт, который специалисты оценивают как «вершину географических достижений русских людей XVII в.». Эта работа была обобщением трудов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики отдельных сибирских регионов, намечала методы и пути использования природных богатств восточного края России. Ремезов являлся автором ряда трудов по истории, этнографии и топографии Сибири. Наиболее выдающейся из его работ была «История Сибири» («Ремезовская летопись»), созданная им вместе с сыновьями в к. XVII в. При ее написании Ремезов использовал много архивных материалов, устные рассказы пришлых и местных людей, записки своих предшественников, сибирские летописи, а также результаты собственных исследований. Им был проведен источниковедческий анализ сведений по истории Сибири. Труды Ремезова в области географии и истории до сих пор представляют большую ценность. (Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация")

Одна из карт, собранная С. Ремезовым, сейчас перед вами.

Задание: рассмотрите карту и определите, чем она отличается от современных карт.

Как вы считаете, какой путь выбрали казаки для освоения Сибири?

С 20-х годов XVII в. началась русская колонизация Прибайкалья. Важным опорным пунктом проникновения сюда русских стал Енисейский острог. В 1620 г. енисейские казаки узнали о существовании бурят, об обширности и богатстве этого края.

! ОСТРОГ –

За 3 года, преодолевая сопротивление со стороны бурят и природные трудности, они проплыли ок. 8 тысяч километров по северным рекам. Затем из района Верхоленска коротким путем по Усть-Ордынской степи вышли к Балаганску и на стругах по Ангаре возвратились в Енисейск.

!СТРУГ –

В 1628 г. из Енисейска направились к Байкалу две партии казаков. Одна – во главе с десятником Василием Бугром дошла до верховьев Лены. Другая – во главе с атаманом Максимом Перфильевым – достигла бурятских стойбищ по Ангаре и впервые собрала ясак.

! ЯСАК –

Два года спустя отряд казаков под командой Петра Бекетова преодолел ангарские пороги и перешел на Оку. Буряты добровольно согласились платить ясак пушниной. Для сбора ясака и управления присоединенными к России территориями стали строить остроги.

II. Первые остроги

Выступление учеников (3-5 минут): Илимский острог, Братский, Иркутский острог.

Задание: отметить на карте географическое положение и дату основания острога.

!ВОЛОК –

III. Значение присоединения Прибайкалья к России

Задание: самостоятельно определяем, какое значение имело присоединение Прибайкалья к России для русских и коренных жителей Сибири

  1. Объединение племен и народностей Прибайкалья, как и всей Сибири, с Россией способствовало обогащению их культур
    • От русских буряты переняли пашенное земледелие, различные ремесла, познакомились с новыми зерновыми культурами (рожь, овес, пшеница).
    • В свою очередь русские заимствовали у бурят некоторые навыки ухода за скотом
    • Под влиянием русских буряты стали строить деревянные избы вместо войлочных юрт
    • Русские изучали многовековой охотничий опыт коренных народов. Местные племена и народности получали от русских металлические изделия, ткани, ружья, порох, соль.
  2. Быстрыми темпами началось заселение и освоение края
    • Около одной трети прибывших сюда крестьян были ссыльными поселенцами
    • Население росло за счет оседания тех, кто бежал от крепостной неволи или скрывался от наказания
    • Их привлекали не только свободные земли, но и богатство сибирской природы. Воеводам предписывалось искать не только «угожие места» для пашни, но и разведывать залежи железа, меди, серебра, золота, слюды
    • Особый интерес у пришлых людей вызывала пушнина. Погоня за пушниной в XVII в. приобрела характер «соболиной горячки». «Мягкая рухлядь», так называли пушнину, представляла большой интерес и для государственной казны

! «УГОЖИЕ МЕСТА»-

IV. Подведение итогов

Учитель сообщает: вместе с казаками пришли в Сибирь и ученые, которые занимались изучением географии, биологии и т.д. Эти исследования начались ещё с XVII века.

Сообщения учеников. (Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685-1735), Иоганн Готлиб Георги (1729-1802), Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956)).

Так в Иркутске 1851 г. появился ВСОРГО (Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества), в настоящее время в этом здании находится краеведческий музей, а имена ученых можно увидеть на его стенах.

Домашнее задание:

  1. Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания
  2. От имени путешественника составить «Дневник событий»
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: Ronaldo (19.09.2016)
Просмотров: 129 | Теги: карта, открытый урок географии, география в школе, учителю географии, поурочные планы уроков географии, конспект урока географии, урок географии | Рейтинг: 0.0/0

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru