Главная
Регистрация
Вход
Пятница, 20.07.2018, 21:13

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА [15]
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА И РОЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ [22]
МОСКОВСКАЯ РУСЬ [7]
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ [22]
ИСТОРИЯ РОССИИ С НАЧАЛА XVIII ДО КОНЦА XIX ВЕКА [113]
ИСТОРИЯ РОССИИ: СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ТЕРМИНЫ, ТЕСТЫ [33]
РОССИЯ В 1917–2000 гг. [44]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ РОДНОЙ СТРАНЫ » РОССИЯ В 1917–2000 гг.

Общество (1917 - 1920 гг.)

1. Демографические и социальные характеристики

В период революции и Гражданской войны не существовало сколь-нибудь надежной статистики и потому предпочтение той или иной цифре всегда будет в какой-то мере произвольным. Многие из цифр заведомо оценочны и возникли в результате более поздних подсчетов, причем зачастую не прямых, а косвенных. На значительной части территории бывшей Российской империи власть менялась нередко по нескольку раз в течение одного года, и вести здесь сколь-нибудь точный статистический учет было невозможно.

Время 1917–1920 гг. обычно считают первой советской демографической катастрофой. Мировая и Гражданская войны, эмиграция и эпидемии способствовали резкому сокращению численности населения России. По оценке Б.Ц. Урланиса, в Гражданской войне было убито 300 тыс. человек, умерло от ран 50 тыс. и от болезней 450 тыс. человек.

Таблица 5

Численность населения в Советской России в 1917–1920 гг.

Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей - _05.png

Эти цифры мало оспариваются еще и потому что сумма военных потерь в эти годы вообще трудно поддается подсчетам. Размеры эмиграции Б.Ц. Урланис оценивает цифрой в 2 млн человек.

Е.З. Волков дает иные оценки потерь в войне. Они учитывают и гражданское население. По его мнению, число убитых составило 2,1 млн человек, умерших от остроинфекционных болезней – 5,1 млн человек, эмигрантов – 3,6 млн человек.

В 1917 г. впервые выявился «минусовый» итог прироста населения на 1000 человек. Если в 1914 г. он составил +16,5, в 1915 г. +7,1, в 1916 г. +1,7, то в 1917 г. он равнялся – 2,8, а в 1919 г. – 15,0. Рождаемость в годы Гражданской войны в целом заметно увеличилась. Особенно это характерно для 1917–1918 гг. – тут сказались, правда, не столько «подъем народного духа» после революции, как отмечают некоторые статистики, сколько массовая демобилизация солдат. Вместе с тем резко возрос уровень смертности населения, незначительно снизившийся лишь к концу войны.

Таблица 6

Рождаемость, смертность и естественный прирост в 1917–1920 гг. на 1000 человек населения

Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей - _06.png

Мужчины и женщины составляли в 1920 г. соответственно 65,3 и 71,5 млн человек, или 47,7 и 52,3% общей численности населения. Процессы урбанизации в эти годы проявлялись слабо – в городах проживало всего 15–18% россиян. В голодное время много людей стремилось покинуть города и обосноваться в деревне.

55,9% населения в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотны. Среди мужчин грамотными являлись 57,6%, женщин – 32,7%, сельских жителей – 37,8% и горожан – 52,4%. Те, кто покинул Россию в годы войны, принадлежали, как правило, к наиболее высокообразованным слоям общества. Их уход означал ощутимые интеллектуальные потери для страны.

Достоверных сведений о социальном составе населения за это время нет. По данным 1913 г. рабочие составляли 14,6% населения, служащие и специалисты 2,4%, крестьяне 66,7% и, наконец, те, коих позднейшие статистики причисляли к графе «буржуазия, помещики, торговцы и кулаки», – 16,3%. В годы войны сократилась удельная доля рабочих в составе населения России и произошло резкое уменьшение численности «нетрудящихся» классов.

В годы Гражданской войны наблюдалось понижение всех основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Усилившаяся инфляция быстро привела к натурализации заработной платы. По подсчетам известного статистика С.Г. Струмилина, денежная часть заработка рабочего составляла в 1920 г. 7,4%. По ценам вольного рынка в это время рабочий способен был приобрести на свой заработок лишь десятую часть тех продуктов, в которых он нуждался.

Значительным подспорьем для рабочего, равно как и для прочих горожан, стала «карточная» система распределения продуктов и товаров. Особенностью «карточного» распределения в большевистской России было то, что его пытались основывать на «классовом» принципе. Больше всего продуктов по низким ценам должны были приобретать рабочие, меньше всего – лица, живущие на «нетрудовые доходы»: такова была первоначальная установка властей, в значительной мере обусловленная их политическими пристрастиями. В конечном счете, распределение пайков начало проводиться в зависимости от качества и количества затраченного труда, его сложности, вредности, тяжести, т. е. учитывались, очевидно, рациональные, а не политико-идеологические соображения.

Впервые «классовая» система пайков была опробована в Петрограде летом 1918 г., а осенью этого же года распространилась по всей стране. Карточки в то время вводились не в централизованном порядке, а местными властями по своему усмотрению и в зависимости от возможностей. Все население, получавшее продукты, разделялось сначала на четыре категории: 1-я – рабочие и транспортники автогужевого и трамвайного транспорта; 2-я – служащие и пенсионеры, торговцы, прислуга фельдшера; 3-я – литераторы, юристы; 4-я – владельцы предприятий и заведений, домовладельцы и вообще лица, живущие «доходом на капитал». Безработные снабжались по нормам той категории, к которой они принадлежали, пока работали; дети до 3 лет и до 12 лет – соответственно по нормам 3-й и 2-й категорий.

С осени 1918 г. лицам 1-й категории предполагалось выдавать 14,7 кг хлеба в месяц, 2-й – 10,2 кг, 3-й – 7,4 кг, 4-й – 4,9 кг. Фактически же по нормам 1-й категории мало кто получал, и рабочие по преимуществу снабжались по нормам 2-й категории. Эта пайковая система несколько раз изменялась в годы войны. С конца 1918 г. артистам, ученым, профессорам и прочим лицам «свободных профессий» выдавались продукты по нормам 1-й категории. В начале 1919 г. все получавшие паек оказались разделенными по трем категориям (в основном при сохранении прежних принципов снабжения). Эта система еще раз была уточнена в апреле 1920 г., сохранив, правда, трехчленный вид.

Стройность и простота «карточной» системы были, однако, только кажущимися. Каждое ведомство (равно как и профсоюзы) стремилось обеспечить себе наилучшие условия существования по сравнению с прочими учреждениями, и система снабжения приобрела уже с 1919 г. необычайную громоздкость. Всего в годы войны существовали десятки хлебных и других пайков, размеры которых не раз менялись и которые не всегда выдавались в положенном размере. С каждым месяцем пайковая система становилась все более изощренной и разветвленной, дотошно определяя, кому и какие положены льготы.

Из числа льготных пайков необходимо отметить «ответственный паек» (для партийных и государственных работников), «красноармейский» и «бронированный» (для рабочих важнейших оборонных предприятий), «академический» (для ученых и писателей), «трудовой» (дополнительный паек за каждый отработанный рабочий день). Сверхурочные работы, которые в то время практиковались достаточно часто, оплачивались с 1920 г. двойной или даже тройной (в случае превышения 12 часов в месяц) тарифной ставкой.

Как уже отмечалось, натуральное премирование наиболее отличившихся рабочих быстро закончилось неудачей вследствие ничтожности имевшихся в распоряжении государства продуктов и товаров. Вызывала много нареканий и система общественного питания. Она получила распространение в 1920–1921 гг. Бесплатных столовых было мало: обычно для их нужд изымалась часть пайка, и многие горожане сомневались, все ли продукты выдаются им во время обедов. (См. таблицу 7.)

Потребительские нормы определялись государственными органами не только для горожан, но и для сельского населения. Устанавливалось, сколько продуктов необходимо крестьянам для нормального жизнеобеспечения и сколько семян нужно для проведения посевных работ. Все остальное объявлялось «излишками». Впрочем, несмотря на жесткие реквизиции, деревня в целом (особенно в производящей полосе) жила все же лучше, чем город. (См. таблицу 8.)

Таблица 7

Динамика питания городского населения в 1918–1920 гг. (в год на 1 человека килограммов)

Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей - _07.png

Таблица 8

Динамика питания сельского населения в 1919–1921 гг. (в год на 1 человека килограммов)

Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей - _08.png

В декабре 1918 г. был введен в действие Кодекс законов о груде (КЗОТ). Провозглашенными им правами трудящиеся, однако, в большинстве своем воспользоваться не могли. Право на забастовку фактически отменялось, переходить на другое предприятие рабочий мог лишь по разрешению администрации. Узаконенный КЗОТом двухнедельный отпуск предоставлялся не всем и не всегда. В целом в промышленности отпуск рабочих составил в 1920 г. 5,8 дней, а у трудившихся в оборонных отраслях – 1,7 дня.

В годы войны резко уменьшилось жилищное строительство. Дома разрушались из-за отсутствия ухода, но чаще всего они разбирались на дрова. Власти попытались решить жилищную проблему «революционным» путем – вселением малоимущих в «буржуазные» квартиры, поскольку многие из них пустовали ввиду бегства их прежних обитателей. Нередко семьям рабочих передавалась часть комнат в квартирах, в которых продолжали жить их бывшие владельцы или арендаторы, – на языке той эпохи это называлось «уплотнением». Но зачастую и сами рабочие не желали переселяться в новые жилища ввиду их удаленности от места работы, большего количества дров, необходимого для их отопления, в силу привычек и т. д.

Категория: РОССИЯ В 1917–2000 гг. | Добавил: admin (06.02.2015)
Просмотров: 358 | Теги: История Отечества от СССР до соврем, рассказы по истории для школьников, история России XX век, История России | Рейтинг: 0.0/0

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru