logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

Проблемно-поисковые задания по русскому языку на уроках по изучению морфологии и синтаксиса в школе

На современном этапе развития методической науки широкое распространение получило исследовательское обучение, главной целью которого является формирование у школьника готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Такой особый подход в обучении, связанный с исследовательским поведением учащихся, основан на поиске и приобретении ими новой информации в условиях поисковой активности  для разрешения нетипичной (проблемной) ситуации.

Исследовательская деятельность школьников положена в основу большинства новых педагогических технологий, где в качестве преобладающего метода выступает проблемно-поисковый – «гейристический», как называл его Ф.И.Буслаев. В первом специальном методическом руководстве  «О преподавании отечественного языка» изложена целостная система взглядов Ф.И.Буслаева на преподавание русского языка.  Учёный пишет о задачах умственного развития учащихся на уроках словесности, о воспитании «судительной» силы. По словам Ф.И.Буслаева, познавательная деятельность учащихся должна опираться на познавательный опыт человечества: «… самой природой указывается путь преподаванию; как у всех народов теория словесности составлялась вследствие изучения образцов, так и каждый ученик должен вступить в теорию через самостоятельное чтение». Внимательное отношение к слову в тексте и познание языковых единиц, считает учёный, способствует развитию познавательной деятельности и выработке чувства языка у школьников.

По Ф.И.Буслаеву, чтение, грамматика и правописание должны преподаваться в комплексе, а в ходе этого процесса – анализироваться лексика, вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму. Изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматических форм  и орфографических правил предусматривалось на заключительном этапе, в связи с чем  главная роль на уроках словесности отводилась чтению лучших образцов отечественной и зарубежной литературы.

Работа с художественным текстом на уроке русского языка в современной школе – также приоритетное направление в обучении предмету. В процессе анализа фрагмента прозаического или поэтического текста учащиеся осуществляют самостоятельную учебно-поисковую деятельность, направленную на решение познавательных задач, что обеспечивает более эффективное усвоение нового материала и способствует формированию познавательного интереса школьников.

Так, например, при изучении морфологии в 5-7-х и синтаксиса в 8-9-х классах школьникам можно предложить тексты – фрагменты известных произведений Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» и Н.М. Верзилина «По следам Робинзона». Дополнительные вопросы и задания к текстам помогут учителю организовать на уроке активную исследовательскую деятельность школьников.

Текст 1

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

– Так вот он, зимний дуб!

(По Ю. Нагибину)

Орфография: проверяемые, непроверяемые гласные в корнях слов; приставки на —з, -с; разделительный ь; суффиксы существительных и прилагательных; -тся ться в глаголах.

Пунктуация: однородные члены предложения; обособления; прямая речь; сложные предложения.

Вопросы и задания к тексту:

Прочитайте. Из какого произведения взят этот фрагмент? Вспомните его название. Что вы знаете о писателе Ю.М. Нагибине?

Докажите, что это текст. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте текст.

Как вы понимаете выражения в белых, сверкающих одеждах; величественный, как собор; почтительно расступились; старшему собрату; шатром раскинулись над поляной; глубокие морщины коры; в три обхвата ствол, казался прошитым серебряными нитями; листьями в снежных чехольчиках?

С какой целью писатель автор их использует?  Попробуйте заменить эти выражения синонимичными. Сделайте вывод.

Спишите. Графически обозначьте условия выбора орфограмм и пунктограмм (по указанию учителя или самостоятельно).

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Почему в последнем предложении дуб называют зимним? Как вы понимаете выражение зимний дуб?

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где  это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Тр_пинка обогнула куст бояр_шника и лес сразу раздался в стороны (по)среди поляны в белых св_ркающих одеждах огромный и величествен_ый как с_бор стоял дуб. К_залось дерев_я поч_тительно рас_тупились чтобы дать старшему собрату развернут_ся (во)всей силе. Его нижние ветви шатром ра_кинулись над поляной. Снег набился в глубокие м_рщины коры и толстый в три обхвата ствол к_зался прош_тым серебрян_ыми нитями. Листва усохнув по осени поч_ти (не)обл_тела дуб до самой в_ршины был покрыт лист_ями в снежных ч_хольч_ках.

– Так вот он зимний дуб.

Текст 2

Дубы бывают летние, зимние и  вечнозелёные. У летнего рано распускаются красноватые листья  и  осенью опадают.  У  зимнего  дуба  листья  с  длинными черешками  появляются  поздно, но осенью не опадают, а  засохшие держатся на ветках всю зиму. У дуба,  растущего во  Франции, Испании, Италии и  у нас на Кавказе, зелёные  листья не сохнут и не опадают. Это  пробковый дуб.  Каждые десять  лет с него снимают слой  пробковой  коры в  3  сантиметра  толщиной. Пробка  идет на изоляцию, изготовление  спасательных кругов, шлемов, подошв. Из пробковых  отбросов  получают бензол,  нафталин,  светильный газ.

Древесина  дуба особенно прочна,  и дубовые  брёвна, попав  в воду,  не гниют,  а  становятся чёрными  и  ещё  более  крепкими.  Чёрный дуб особенно ценится в столярных работах.

Дубильные  вещества, ропитывающие  древесину,  предотвращают  гниение, поэтому из дуба делают бочки и паркет.

Особенный интерес представляют жёлуди. В лесу желудями кормятся белки, делающие из  них запасы на зиму. По дороге они теряют жёлуди и иногда забывают о своих складах, способствуя этим распространению семян дуба.

(По Н. Верзилину)

Орфография: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корнях слов; гласные после шипящих в корнях слов;  непроизносимые согласные в корнях слов; приставки на —з, -с; разделительный ь; имена собственные; существительные на —ия; суффиксы прилагательных и причастий; -тся  тьсяв глаголах; н и нн в прилагательных и наречиях; сложные слова; не с  глаголами.

Пунктуация: однородные члены предложения; обособления; простые и сложные предложения.

Вопросы и задания к тексту:

Прочитайте. Из какого произведения взят этот фрагмент? Знакомо ли вам имя писателя?

Докажите, что это текст. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте его.

Объясните значение слов и выражений (вечно)з_лёные, листья с  длинными черешками,  в столярных работах, дубильные  вещества.  Расставьте в словах ударение. Сделайте вывод о постановке ударения в слове (вечно)з_лёные.

Составьте словарик из непроверяемых написаний, встречающихся в тексте.

Подберите синонимы к слову красноватый. Каким словарём можно воспользоваться для выполнения этого задания?

Являются ли синонимами слова дерево и древесина. Аргументируйте свой ответ.

Заполните таблицу примерами из текста:

Орфограмма «Гласные в корнях слов»

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

     

Просклоняйте имена собственные, имеющиеся в тексте. Какова особенность склонения этих существительных? Есть ли в тексте другие слова, изменяющиеся по этому же правилу? Приведите пример.

Сделайте фонетический разбор слов пробковый, поздно и отбросы. Какие фонетические процессы отражены в этих словах?

Разберите по составу слово распространению. Как вы рассуждали?

Выполните морфологический разбор слова семян. Что вы можете сказать об особенностях склонения этого слова?

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения и составьте его схему. Сколько в предложении грамматических основ и чем они выражены?

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где  это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Дубы бывают летние зимние и  (вечно)з_лёные. У летнего рано ра_пускают_ся красн_ватые лист_я  и  осен_ю оп_дают. У  зимнего  дуба  лист_я  с  длин_ыми чере_ками  появляются  поз_но но осен_ю (не)опадают а  засохшие держат_ся на ветках всю зиму. У дуба  р_стущего во  Франци_ Испани_ Итали_ и  у нас на Кавказ_ зелёные  лист_я (не)сохнут и (не) оп_дают. Это  про_ковый дуб.  Каждые десять  лет с него сн_мают слой  про_ковой  коры в  3  сантиметра  толщ_ной. Про_ка  идет на изоляц_ю изг_товление  сп_сательных кругов шлемов подошв. Из про_ковых  о_бросов  получают б_нзол  н_фталин  св_тильный газ.

Др_весина  дуба особен_о проч_на  и дубовые  брёвна попав  в воду  (не)гниют  а  становят_ся ч_рными  и  ещ_  более  крепкими.  Ч_рный дуб особен_о ценит_ся в ст_лярных работах.

Дубильные  в_щества пропит_вающие  др_весину  предотвр_щают  гниение (по)этому из дуба делают боч_ки и п_ркет.

Особен_ый интерес предст_вляют ж_луди. В лесу ж_лудями кормят_ся белки делающие из  них запасы на зиму. По дороге они теряют ж_луди и иногда забывают о своих складах сп_собствуя этим ра_простр_нению семян дуба.

Закончить работу можно сравнительным анализом обоих текстов, предложив учащимся ответить ещё раз на вопрос о том, что такое зимний дуб.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются следующие вопросы и задания (по выбору учителя):

Прочитайте самостоятельно книгу Н.М.Верзилина «По следам Робинзона». Подготовьте устное сообщение о прочитанном.

Какие стихотворения известных поэтов о дубе вы знаете? Подготовьтесь к выразительному чтению/чтению наизусть одного из них.

Составьте небольшой рассказ на тему «Зимний дуб».

Нарисуйте зимний дуб.

Подготовьтесь к устному сочинению по картине Владимира Маркова «Зимний дуб».

Автор: Яна Зюзина

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.