logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с начальным этапом раз­вития науки о природе, со спецификой научного знания.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают особенности, специфику научного знания, его отличие от житейского знания; имеют представле­ние о роли наблюдений и эксперимента в познании природы (наблюдения за движением небесных тел, климатические наблю­дения, наблюдения за ростом и развитием животных).

Школьники убеждаются в необходимости научно обосно­ванного объяснения наблюдаемых явлений; понимают, что вос­производимость эксперимента обеспечивает достоверность полу­ченных знаний.

Ученики умеют приводить примеры житейских и научных знаний, объяснять их отличия.

Примерный ход урока

Проверка знаний

Обобщающая самостоятельная работа по теме «Что изучает естествознание».

Изучение нового материала

В начале урока учитель обращает внимание учеников на сле­дующее: на последнем уроке по предыдущей теме обсуждался вопрос о том, что естествознание — это комплекс наук о приро­де и человеке, о том, чем науки отличаются друг от друга, о многообразии наук, которые изучают природу. Задача данной темы состоит именно в том, чтобы понять, в чем специфика на­учного знания. Учащиеся записывают название темы урока в тетрадь.

Далее педагог формулирует проблему: соотношение понятий «знание житейское» и «знание научное». На этом этапе урока важно обсудить проблемный вопрос: «Чем обыденные, житей­ские знания человека отличаются от научных?» В беседе, опира­ясь на жизненный опыт школьников, можно попросить их вспомнить, в какой ситуации они узнали о том, что вода «мок­рая» — способна намочить материалы, что огонь «горячий» — от него можно получить ожог, и т. д. Эти знания можно назвать бытовыми, житейскими. Отличие их от научных в том, что они фиксируют факты, но не объясняют их. Научные знания о воде объясняют ее свойства — текучесть, способность смачивать не­которые материалы, растворять большое количество веществ, затрачивать энергию при испарении (поэтому мокрое тело после купания всегда холоднее, чем сухое). Они также объясняют, по­чему огонь выделяет свет и тепло.

Далее учитель обсуждает с учащимися вопрос о том, как по­явились научные знания: о знаниях первых людей, о постепен­ном переходе к научным знаниям. Можно предположить, что причиной появления научных знаний была потребность челове­ка объяснить те или иные явления, которые он наблюдал. После обсуждения этого материала школьники читают текст § 16 и от­вечают на вопрос о том, как древние греки пришли к правиль­ным выводам о многих процессах, протекающих в природе.

Затем необходимо определить основные характеристики на­учных знаний. Учитель предлагает для обсуждения проблемный вопрос: «Каковы основные характеристики научных знаний?» На этом этапе урока важно акцентировать внимание школьни­ков на отличительных особенностях именно научных знаний. С этой целью определяются основные характеристики научного знания как достоверного, доказанного опытным путем, при этом условия опыта должны быть подробно описаны и опыт должен быть воспроизводим любым другим человеком, а полученные результаты должны совпадать. Можно предложить учащимся об­судить возможности достоверности и доказательства опытным путем известных детям примет или самостоятельно изучить текст § 16 и найти и выделить в тексте основные характеристики научного знания, записать их в рабочую тетрадь (задание 1).

Закрепление материала

♦ Выполнение в рабочей тетради заданий 2, 3 к уроку 16; 3, 4 к уроку.

Домашнее задание

Изучить материал § 16.

Ответить на вопросы 1—4 к § 16 учебника.

Оборудование: иллюстративный материал о научных исследо­ваниях древнегреческих ученых; устройства для закрепления и демонстрации схем, графиков, фотографий, моделей.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.