logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли методов познания природы в получении достоверных научных знаний; показать специфику практических и теоретических способов по­знания.

Оборудование: иллюстративный материал о методах позна­ния; портреты ученых.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают различия между практическими и теоретическими методами познания природы.

Школьники убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объ­ектов и явлений природы и в научном эксперименте, в ограни­ченности знаний на каждом этапе развития науки (в том числе и в настоящее время) и в том, что процесс познания бесконечен; оценивают роль количественных методов в естественно-научном эксперименте.

Ученики умеют определять метод исследования исходя из его цели; умеют объяснять значение практических и теоретиче­ских методов в научном познании, их неразрывную связь.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

обусловленность научного знания исторической эпохой;

доказательства объективности законов природы;

значение научных знаний для человека.

Изучение нового материала

В начале урока учитель сообщает учащимся тему и цель уро­ка. На первом этапе урока можно предложить школьникам най­ти определение понятия «метод» в тексте § 18 учебника и выпол­нить в рабочей тетради задание 1 к уроку 18.

Далее лучше перейти к обсуждению вопроса о необходимо­сти знаний о методах (способах) познания для поиска ответов на вопросы пока еще о неизвестном. Для этого можно использовать следующий прием — прочитать начало легенды об Архимеде (царь предложил ему определить, из чистого ли золота сделана корона) и поставить перед детьми проблемный вопрос: «Помо­гите Архимеду. Предложите способы решения этой задачи». Если ученики не знают этой легенды, они могут выдвигать са­мые разные предположения. Задача учителя состоит в том, что­бы каждое высказывание было прокомментировано и был пока­зан результат, к которому может привести конкретное предполо­жение. После обсуждения учитель заканчивает чтение легенды и просит учеников определить, каким способом Архимед решил эту задачу. Обобщая ответы учеников, учитель сообщает, что та­кой метод был основан на определении объема тел неправиль­ной формы путем вытеснения воды. Важно показать школьни­кам, что знания могут быть получены различными методами.

С этой целью можно поставить большое количество проблемных вопросов:

Как узнают о движении небесных тел?

Как узнают о внутреннем строении живых организмов?

Как узнают о жизненных функциях организма?

Как узнают, что два растения относятся к одному виду?

Как узнают о составе воздуха?

Как узнают, что в воздухе живут бактерии? И т. д.

Ориентиры для отбора содержания беседы

В распоряжении древних греков были только методы наблю­дения и размышления. Однако с развитием цивилизации появ­лялись математические знания и уже возможно было их при­менение для описания тех или иных процессов. Изобретение телескопа позволило людям увидеть невидимые невооруженным глазом далекие небесные тела. Микроскоп позволил рассмот­реть представителей микромира. Изучение внутреннего строе­ния человеческого тела стало возможным лишь тогда, когда впервые было сделано вскрытие (Андрей Визалий, анатомиче­ский театр). И. М. Сеченов открыл законы нервного импульса также благодаря методу препарирования — выделил отдельный нервно-мышечный препарат и установил принцип его работы. И. П. Павлов определил основную закономерность деятельности организма — рефлекторную деятельность органов и организма в целом, и в этом ему также помогли методы эксперименталь­ной хирургии. Грегор Мендель для установления законов на­следственности использовал метод скрещивания, в генетике он получил название «гибридологический». Ученые-биологи Карл Линней и Жан Батист Ламарк использовали описательный ме­тод, фиксируя особенности строения различных форм расти­тельных и животных организмов, они создавали основу для по­явления науки систематики. Чарлз Дарвин пришел к созданию теории эволюции методом теоретического объяснения наблю­даемых явлений — пород голубей и их предков, сопоставляя осо­бенности строения организмов и условия их обитания, сравни­вая животный и растительный мир разных континентов и исто­рию их движения. Для обнаружения и изучения бактериальных клеток используют методы выращивания колоний на питатель­ных средах и микроскопирования. Метод индикации в химии позволяет определить качество среды — кислая, щелочная, ней­тральная. Метод биоиндикации широко используется современ­ными экологами. Он дает возможность получить знания о степе­ни загрязнения среды на основе анализа «здоровья» тех или иных живых организмов. Достижения современной науки позво­ляют получать знания, используя такие методы исследования, как рентгеновские лучи, ультразвуковая диагностика, электро­форез, спектральный анализ, метод радиоактивного распада для определения возраста горных пород, и многие другие.

 

 


Схема 3

На следующем этапе урока учащимся важно понять, что ме­тоды познания в науке можно разделить на две группы: практи­ческие и теоретические (схема 3).

С целью усвоения учащимися этого материала можно пред­ложить следующие формы работы:

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника § 18 и выполнение в рабочей тетради задания 2 к уроку.

Совместная работа с учащимися по заполнению схемы 3.

Составление схемы «Взаимосвязь методов познания».

Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий 3, 4 к уроку.

Домашнее задание

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.