logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями экспе­римента как научного метода познания природы.

Оборудование: два комнатных растения одного вида, но в разном состоянии; нехимическая посуда — стаканчики из столо­вой; вещества (вода, соль, сахар, сироп); одноразовые чайные ложечки; навески веществ; стаканы с водой; пробирки с разным количеством краски или акварельные краски и кисточка.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают особенности эксперимента как мето­да научного познания, различия между качественными и коли­чественными методами познания природы; имеют представле­ние о роли измерений в изучении объектов и явлений природы, о единицах измерения массы, объема, температуры.

Школьники убеждаются в объективности и достоверности знаний, полученных в эксперименте; оценивают роль качествен­ных и количественных методов в естественно-научном позна­нии.

3. Учащиеся умеют формулировать гипотезы, самостоятель­но планировать, проводить и описывать мини-исследования, проводить наблюдение и научно его описывать (качественно и количественно), а также точно оформлять результаты лабора­торной работы. Ученики умеют определять условия эксперимен­та, его целенаправленность; давать теоретическую интерпрета­цию результатов (гипотеза, теория).

Примерный ход урока

Проверка знаний:

к какой группе методов относится наблюдение и почему;

в чем отличие научного наблюдения от простого созерцания;

обсуждение результатов выполнения практических работ.

Изучение нового материала

В начале урока учитель сообщает тему и цель урока, обращая внимание детей на то, что другим важным методом в естество­знании является эксперимент. Он позволяет проверить правиль­ность предположения ученых для объяснения наблюдаемых яв­лений. Позже учитель задает проблемный вопрос: «Почему для изучения явлений недостаточно только одних наблюдений?» Пе­дагог акцентирует внимание учащихся на том, что экспери­мент — это целенаправленное наблюдение явления.

Далее для активизации познавательного интереса учащимся можно предложить следующее задание — сравнить два комнат­ных растения. Учитель ставит перед учениками на демонстра­ционном столе два комнатных растения одного вида, но находя­щиеся в разном состоянии (в кабинете всегда можно найти рас­тение, за которым хорошо ухаживают, и растение, которое забывают поливать, у него могут быть пожелтевшие и засохшие листья). Предлагает школьникам посмотреть на них и высказать свое мнение. Дети сразу говорят, что одному растению хорошо, а другому плохо. Однако чтобы такое заключение было истин­ным, необходимо провести целенаправленное наблюдение. Уча­щиеся приходят к выводу, что наилучшим показателем состоя­ния растения является состояние его листьев. Таким образом определяется цель наблюдения — сравнить состояние листьев у двух комнатных растений. Дети делают краткую запись в тет­радь:

Наблюдение: два комнатных растения (указать название) в разном состоянии.

Цель: сравнить состояние листьев.

Результат наблюдения: школьники записывают в тетрадь все, что они могут сказать о состоянии листьев растений: количест­во, расположение (вертикальное или поникшие), окраска (яркая или бледная) и т. д.

Затем учитель просит подумать над результатами наблюдения и предположить, какой вопрос может возникнуть у человека, который видит эти растения. Практика показывает, что для учащихся не составляет труда предположить, как будет звучать этот вопрос: «Почему у одного растения красивые листья, а у другого нет?» или «Почему одному растению хорошо, а другому плохо?».

Затем школьники записывают в тетрадь:

«Размышление.

Вопрос „Почему?" Почему одному растению хорошо, а дру­гому плохо?»

Учитель просит школьников ответить на этот вопрос. Мно­жество различных вариантов ответов фиксируется учащимися в их тетрадях и затем обсуждается. Педагог обращает внимание учащихся на то, что они пытались объяснить состояние расте­ний различными причинами, т. е. выдвигали гипотезы. Допуска­ется рабочее, адаптированное определение понятия «гипотеза» — это предполагаемый ответ на вопрос «почему?». Учитель объяс­няет, что формулировка гипотез стандартна и выглядит так: «Если ... (факт, следствие), то (значит, при условии) ... (причи­на)». Продолжим запись в тетради:

«Гипотеза. Если растение завяло, значит ... (можно указать много причин)».

Далее учитель задает ученикам вопрос: «Как можно прове­рить правильность наших утверждений?» Ответ — опытным пу­тем, он позволит дать сущностную характеристику эксперименту как методу познания. Эксперимент (опыт) — это проверка гипо­тезы, предположения.

Педагогу необходимо обратить внимание школьников на условия проведения опыта (эксперимента). Можно предложить учащимся самостоятельную работу с текстом § 20 учебника и найти в тексте фразы, которые указывают на то, что важно учитывать при организации эксперимента.

Учитель предлагает вернуться к записям в тетради и продол­жить их, при этом выбирается для проверки опытным путем одна из гипотез (например, о недостатке воды):

«Эксперимент.

Цель: выяснить влияние воды на состояние листьев комнат­ного растения.

Ход опыта: зафиксирован на схеме.

Учитель обращает внимание на то, что результаты опыта могут быть описаны с двух позиций: качественно и количе­ственно. В нашем модельном опыте произошли качественные изменения — одно растение без воды завяло, и количествен­ные — у растения, которое поливали, увеличилось количество листьев.

Для закрепления понимания учащимися роли количествен­ной характеристики наблюдаемых явлений можно предложить им провести дома следующие опыты:

1. Школьникам предлагаются вещества: вода (кипяченая теплая), поваренная соль, песок сахарный, фруктовый сироп. Задание: испытать эти вещества при погружении их в воду; за­полнить таблицу 10.

 

Таблица 10

Что делали?

Что наблюдали?

Качественное изменение

Вода + Соль (прозрачная) (белые кристаллы)

Соль полностью рас­творилась, образовал­ся прозрачный раствор

Получился раствор по­варенной соли (соле­ный на вкус)

Вода + Сахар

Вода + Сироп

2. Учащимся предлагается взять одно вещество, но в разных количествах и испытать, как при этом изменяется качество. В качестве примера можно взять воду и соль. Задание: заполните и продолжите таблицу 11.

Таблица 11

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка качества

50 г воды + 1 г соли


50 г воды + 3 г соли

Соль полностью рас­творилась

Чем больше соли, тем раствор солоней

Можно предложить выполнить эти задания дома, а в классе провести демонстрационный опыт с акварельной краской (вы­вод: чем больше краски, тем интенсивнее окрашена вода). Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради задания 2 к уроку.

Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.