Цель урока: обобщить представления учащихся об этапах научного познания и определить значение каждого этапа для становления науки в целом.
Оборудование: портреты ученых (М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, И. И. Мечникова, В. И. Вернадского и др.); иллюстрации о научной деятельности ученых-естествоиспытателей.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают смысл терминов «теоретические знания», «научные теории».
Школьники осознают непростой путь становления научных теорий, роль личности ученого и эпохи для их рождения.
Ученики умеют приводить примеры некоторых важнейших научных теорий.
Проверка знаний:
виды лабораторной посуды и способы ее использования;
лабораторные принадлежности и их предназначение;
этапы эксперимента;
правила работы в лаборатории;
правила работы с веществами;
обсуждение результатов выполненных творческих работ;
сходство и различие в строении пламени свечи и спиртовки;
проверка навыков работы со спиртовкой и знаний о строении пламени при проведении эксперимента.
Изучение нового материала
В начале урока учитель сообщает тему и цель урока, обращая внимание детей на то, что рождение теорий — это процесс не случайный, а закономерный и есть результат последовательных этапов познания.
На следующем этапе урока учащимся предлагается заполнить обобщающую таблицу 12.
Таблица 12
Наблюдение |
Размышление |
Эксперимент |
Выводы |
С помощью органов чувств и различных приборов Целенаправленное сравнение наблюдаемых объектов |
Вопрос «почему?» Предполагаемые ответы на вопрос «почему?» —гипотезы |
Цель опыта Условия опыта Ход опыта Результат опыта |
Закономерности Законы Теории Учения |
Заполняя данную таблицу, школьники повторяют все этапы научного познания и убеждаются в том, что научные теории есть результат анализа многочисленных фактов, полученных в ходе целенаправленных экспериментов, которые дают объективные, воспроизводимые в опыте, достоверные данные.
На следующем этапе урока учитель может рассказать ученикам об истории становлении какой-либо из известных теорий, например гелиоцентрической теории вращения планет. Обращает внимание школьников на то, что процесс познания истины — это трудный и сложный путь. Теории служат основой применения знаний на практике в течение определенного времени. Затем появляется факт, явление, которое не может быть объяснено данной теорией, вступает с ней в противоречие. Его называют «исключение», «аномалия», «феномен». Однако возникновение новой проблемы порождает новые гипотезы. Таким образом, бесконечный процесс познания идет дальше. На этом пути могут возникать неожиданности и часто могут быть получены ответы на многие вопросы, которые не были непосредственно поставлены учеными.
Закрепление материала
Выполнение в рабочей тетради заданий 1, 2 к уроку.
Обсуждение с учащимися вопроса: «Как ученым удалось открыть объективный закон природы о движении нашей планеты вокруг Солнца, несмотря на то, что субъективно мы видим движение Солнца по небосводу?»
Домашнее задание
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/