logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: опираясь на наблюдения учащимися различных процессов и явлений в обыденной жизни и в лабораторном экс­перименте, дать общие представления о сложности природных процессов, о необходимости изучения их с различных позиций (разными науками), о единстве и различиях между физическими и химическими явлениями.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают физические явления как изменение состояния тел, химические явления (реакции) — как образова­ние новых веществ; имеют общее представление о многообразии физических явлений (механических, электрических, тепловых, световых, звуковых) и химических явлений (реакции окисления меди, железа, горения горючих газов, разложения сахара при на­гревании, взаимодействия известковой воды с углекислым га­зом, нейтрализации щелочи кислотой).

Школьники осознают, что в основе многообразия явле­ний окружающего мира лежат физико-химические процессы, что является примером проявления принципа устройства приро­ды — многообразие проявлений на основе единства.

Ученики умеют различать физические и химические явле­ния, объяснять наблюдаемые природные явления на основе зна­ний о физико-химических процессах.

Примерный ход урока

Проверка знаний

Целесообразно провести проверочную работу по содержанию первой части уроков данной темы с целью обобщения и систе­матизации знаний учащихся о взаимосвязи таких понятий, как «физическое тело», «характеристики физических тел», «вещест­во», «свойства веществ», «смеси», «очистка веществ».

Изучение нового материала

В начале урока учитель сообщает тему и цель урока, предла­гает учащимся выделить в названии темы знакомые и незнако­мые термины (явление — процесс изменения каких-либо харак­теристик тел и веществ). Далее учитель начинает беседу с детьми о том, что человек живет в мире непрерывных изменений фи­зических тел и образующих их веществ. Просит школьников от­метить, какие изменения происходят вокруг и с ними здесь и сейчас. Ученики без труда отмечают, что учитель говорит, про­износит звуки, а они их слышат; что можно включить и выклю­чить свет в классной комнате; что кто-то из детей двигает рукой, ногой, головой или что-то передвигает на парте; что паста в руч­ке и грифель карандаша оставляют след на листе бумаги; что можно открыть и закрыть книгу (тетрадь); что за окном по небу движутся облака или идет дождь. Педагог обращает внимание на большое разнообразие этих изменений и может продолжить их ряд, например: нагревание, охлаждение, испарение, плавле­ние, изменение формы, размера, местоположения (движение), пищеварение, дыхание, осадки, намагничивание, электризация, сгорание, свечение электрической лампочки и светлячка, ржав­ление, гниение и многое другое. Беседа может сопровождаться демонстрацией иллюстраций и видеоматериалов (гроза, изверже­ние вулкана, пчела, лакомящаяся нектаром, и др.). На основе беседы школьники приходят к выводу о том, что в природе и окружающем мире происходят различные изменения. Труд­но человеку жить в столь многообразном, быстроменяющемся мире. Чтобы жить комфортно и ничего не бояться, человек все­гда хотел ответить на вопрос, почему все так происходит, т. е. пытался понять и объяснить явления, найти причины, которые их вызывают. Для понимания сути явления необходимо знать его причины и закономерности, которым оно подчиняется. Что­бы разобраться в многочисленных явлениях, происходящих в окружающем мире, установить причины, их вызывающие, а главное, найти те закономерности и законы, которым они под­чиняются, их изучают разные науки: физика, химия, биология, астрономия, экология и др. В природе все виды явлений взаимо­связаны, все природные явления — сложные физико-химиче­ские процессы. Ученые рассматривают их отдельно только для удобства изучения. Учитель обращает внимание детей на то, что именно достижения ученых помогут нам на этом уроке узнать причины некоторых явлений. Для удобства изучения их делят на физические и химические.

Далее учитель предлагает учащимся провести опыты, предло­женные в учебнике, и обсудить полученные результаты. Цель наблюдения — определить, что изменилось в процессе, напри­мер, нагревания. (В опыте со стеклянной палочкой и медной проволокой и тот и другой объект вносили в пламя спиртовки, а результаты получились разные.) Обобщая ответы учеников, не­обходимо обратить их внимание на то, что при нагревании стек­ла оно сохранилось, только перешло в жидкое состояние, а при нагревании медной проволоки образовалось новое вещество, оно отличается от исходного свойствами (цвет, структура и др.). Такой прием позволяет подвести детей к представлению о физи­ческих и химических процессах. Знания о сущности физических и химических явлений позволяют человеку понять и объяснить многие природные процессы.

Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий 1, 6 к уроку 30.

Заполнение схемы 5.

Физические явления

Химические явления

Сходство

происходят какие-либо изменения

Различия

Может изменяться:

агрегатное состояние вещества;

форма тела;

местоположение тела

и др. физические характеристикино не изменяется само вещество

Изменяется само вещество

Схема 5

♦ Обсуждение ответов на вопросы 1—3 к § 30 учебника.

Домашнее задание

Изучить материал § 30 и записи в тетради.

Выполнить в рабочей тетради задания к уроку.

Оборудование: спиртовка; стеклянная палочка; медная прово­лока; иллюстрации и видеоматериалы о физических и химиче­ских явлениях.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.