logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: на основе наблюдений учащимися опытов, дока­зывающих дискретность строения веществ, сформулировать основные положения атомно-молекулярной теории, которая раскрывает основы строения веществ.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся усваивают основные положения атомно-молекулярной теории.

Школьники способны объяснить физические и химиче­ские явления, используя атомно-молекулярные представления в самом общем виде.

Ученики умеют отображать в схемах и рисунках основные положения атомно-молекулярной теории.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание сущности процесса испарения веществ;

примеры процесса испарения в природных явлениях.

Изучение нового материала

В начале урока учитель беседует с учениками о том, что на прошлом уроке они наблюдали ряд явлений, свидетельствующих о дискретном строении веществ (вещества состоят из частиц). Что еще ученые узнали о строении веществ и каково значение этих знаний для человека? Ответить на эти вопросы поможет материал данного урока. Далее сообщается тема и цель урока.

Затем педагог объясняет, что на прошлом уроке опыты по испарению веществ убедили нас в том, что вещества состоят из невидимых частиц и эти частицы способны передвигаться в про­странстве. Однако мы наблюдали только процессы испарения веществ и движение частиц в воздухе. Происходят ли аналогич­ные процессы в иных средах, жидких и твердых? Учитель пред­лагает учащимся высказать свои предположения и выдвинуть ги­потезы: если частицы находятся в движении, то что должно про­изойти при соприкосновении, например, жидкости (воды) и твердого вещества (кристаллика марганцовки или медного купо­роса)? Предлагает школьникам пронаблюдать за результатами следующих опытов, которые могут подтвердить или опроверг­нуть гипотезы.

Далее учитель демонстрирует опыты растворения твердого вещества в воде, смешивание разноокрашенных жидкостей, при этом обращает внимание детей на распространение окраски по всему объему воды. Обсуждая результаты наблюдений, можно прийти к выводу о том, что такой процесс «перемешивания» ча­стиц веществ может произойти только в том случае, если между частицами есть промежутки. Процесс проникновения частиц од­ного вещества в промежутки между частицами другого вещества ученые назвали диффузией.

Диффузия — физическое явление, так как не происходит об­разование новых веществ. Диффузия является следствием того, что между частицами вещества существуют промежутки. Подве­дем промежуточный итог: мы наблюдали диффузию в воздухе в процессе испарения веществ, диффузию в воде при растворе­нии веществ. А может ли этот процесс идти в твердых вещест­вах? Выслушав предположения, которые высказывают ученики, учитель приводит примеры диффузии в твердых веществах, ил­люстрируя свой рассказ кадрами видеофильма.

После педагог предлагает учащимся сравнить скорость диф­фузии в разных средах: газообразной, жидкой и твердой. Дети без особого труда делают правильный, очевидный вывод: диф­фузия в газах идет быстрее, частицы быстрее «перемешиваются» (легко подтвердить опытом — запах любого летучего вещества, например спирта, бензина, почти мгновенно распространяется по классной комнате). Меньшая скорость — в водной среде. И самая маленькая — в твердых веществах. Эти совершенно оче­видные выводы позволяют учителю задать проблемный вопрос: «Чем можно объяснить разную скорость диффузии в различных средах, учитывая тот факт, что вещества состоят из частиц, а между ними есть промежутки?» Правильное объяснение этого феномена — различное расстояние между частицами. Такой при­ем позволяет объяснить школьникам взаимосвязь между агрегат­ным состоянием вещества и его строением: в твердом веществе расстояние между частицами минимальное (исключение состав­ляет вода), в жидком — среднее, а в газообразном — максималь­ное. Этой же особенностью строения объясняется и то, какой объем могут занимать вещества, находящиеся в различных агре­гатных состояниях. Для визуального представления данного факта рекомендуется сделать зарисовку схемы в тетради. Целе­сообразно продолжить начатые на прошлом уроке записи уча­щихся в тетради об особенностях строения веществ и записать вывод, сформулированный в результате проведенных наблюде­ний и размышлений: между частицами вещества существуют промежутки, их величина определяет его агрегатное состояние.

На следующем этапе урока учитель задает вопрос: «Может ли изменяться расстояние между частицами одного вещества, или оно остается постоянным даже при изменении внешних усло­вий?» Выслушав предположения детей, учитель демонстрирует опыты увеличения объема жидкостей, газов и твердых тел. Эти опыты свидетельствуют о том, что расстояние между частицами вещества может изменяться, уменьшаться или увеличиваться в зависимости от условий. (Практическая работа «Измерение объема тел при нагревании».)

Затем учитель может привести примеры и продемонстриро­вать опыты, доказывающие, что между частицами вещества су­ществуют силы притяжения и силы отталкивания (если бы их не было, то твердое вещество постоянно распадалось бы на частич­ки, а при сжатии могло бы сжиматься до бесконечности).

В заключительной части урока учитель обращает внимание школьников на то, что они теперь осознанно могут ответить на вопросы, которые содержались в названиях тем: как можно объ­яснить физические явления (и физическое состояние веществ) и как можно доказать сложное строение вещества. Далее форму­лируются положения атомно-молекулярной теории.

Закрепление материала

Обсуждение примеров диффузии в природе, быту и тех­нике.

Обобщение результатов наблюдений, демонстрация фраг­ментов фильма по курсу физики «Броуновское движение», «Диффузия».

Обобщение результатов опытов, доказывающих дискрет­ность строения веществ, и заполнение обобщающей таблицы 16.

 

Таблица 16

Положение атомно- молекулярной теории

Пример опыта

Примеры проявления в природе, использова­ние человеком в быту

Вещества состоят из мельчайших частиц

Испарение веществ

Высыхание мокрого белья

Высыхание лужи

Частицы вещества нахо­дятся в непрерывном движении

Диффузия в различ­ных средах

Распространение за­паха

Растворение веществ

Между частицами веще­ства существуют проме­жутки, которые могут изменяться

Увеличение объема газов, жидкостей и твердых тел при на­гревании

Термометры с различ­ными жидкостями (спиртовой и ртутный)

Частицы одного вещест­ва одинаковы по массе, размерам и свойствам

Сохранение свойств веществ в смесях

Разделение смесей Ощущение запаха

Для правильного заполнения таблицы важно ответить на сле­дующие вопросы:

Какие опыты доказывают, что вещества состоят из час­тиц?

Какие опыты доказывают, что частицы вещества находят­ся в постоянном движении?

Какие опыты доказывают, что между частицами вещества существуют промежутки?

Какие опыты доказывают, что между частицами вещества существуют силы притяжения и силы отталкивания?

В зависимости от уровня подготовки учащихся в классе по желанию учителя материал об атомах и молекулах может быть рассмотрен более подробно как иллюстрация системности и иерархичности устройства природы на любом уровне организа­ции.


Домашнее задание

Изучить материал § 33 и записи в тетради.

Выполнить практическую работу «Диффузия веществ».

Устно подготовить ответы на вопросы . к § … учеб­ника.

Выполнить в рабочей тетради задания к уроку  и практическую работу «Диффузия веществ».

Оборудование: пробирки; спиртовка; кристаллизаторы для пробирок; круглодонная колба; металлическое кольцо; металли­ческий шарик; фильмы по курсу физики «Броуновское движе­ние», «Диффузия».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.