logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с химически­ми явлениями в природе — химическими реакциями, условиями и признаками их протекания.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают смысл терминов «условия протека­ния реакции», «признаки реакции».

Школьники осознают существование всеобщих связей в природе (вещества и энергии); что многообразие природных ве­ществ обусловлено многообразием химических превращений; единство окружающего мира как возможность существования одних и тех же химических элементов в различных формах; дей­ствие всеобщего закона сохранения веществ.

Ученики умеют приводить примеры химических превра­щений, происходящих в природе, определять признаки химиче­ских реакций.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

основные положения атомно-молекулярной теории;

опыты, доказывающие положения атомно-молекулярной теории;

понимание смысла терминов «атом», «молекула», «элемен­тарные частицы;

свойства материи;

смысл закона сохранения энергии и вещества.

Изучение нового материала

В начале урока учитель обращает внимание детей на то, что знания о строении веществ, которые они получили на предыду­щем уроке, помогут им объяснить не только физические, но и химические превращения веществ. На основе этих знаний можно показать школьникам единство природы, выражающееся в единстве элементного состава Вселенной (одни и те же хи­мические элементы, частицы вещества, образуют многообразие веществ и тел в природе). Знания о химических реакциях со­ставляют основу понимания детьми химических превращений веществ в процессе их природных круговоротов, сопровождаю­щихся энергетическими изменениями. Химические реакции яв­ляются иллюстрацией закономерностей существования материи.

Далее учитель рассказывает о многообразии химических пре­вращений в природе, о скорости химических реакций, обращая внимание учеников на то, что одни превращения могут быть мгновенными, а другие идти очень медленно, однако общим для них будет то, что все они сопровождаются выделением (или поглощением) энергии какого-либо вида (световая, тепло­вая и др.). Рассказ важно сопровождать иллюстративным мате­риалом.

Затем перед школьниками можно поставить проблемный во­прос: «Что необходимо для начала химической реакции?» Обоб­щая различные высказывания учеников, учитель объясняет им, что для начала химической реакции необходимо создать соот­ветствующие условия. Предлагает учащимся вспомнить, какие условия были созданы для течения реакции взаимодействия меди и кислорода, магния и кислорода и др. Рассказывает о том, что некоторые вещества очень энергично вступают в химиче­ские реакции, достаточно только соприкосновения с другим ве­ществом, способным с ними реагировать. Обычно такие реак­ции протекают мгновенно, сопровождаются взрывом. Например, белый фосфор самовозгорается на воздухе. Его достаточно вынуть из баночки, где он хранится под слоем воды, и он вско­ре вспыхивает, только соприкоснувшись с кислородом воздуха. На возникновение и протекание химической реакции влияет изменение условий, в которых находится вещество,— темпера­туры (нагревание), давления и др. Далее педагог проводит демонстрационные опыты с целью определения условий, при которых начинаются химические реакции. Можно предложить учащимся записать условия протекания химических реакций в тетради.

На следующем этапе урока учитель обращает внимание уче­ников на признаки химических реакций. Предлагает им опреде­лить признаки химических реакций во время демонстрационных опытов.

Лучше подобрать такие реакции, которые будут демонстри­ровать все возможные признаки: изменение цвета исходного ве­щества, поглощение или выделение тепла, выделение света, газа, появление нового запаха, выпадение осадка.

После обобщения наблюдений учащиеся записывают при­знаки реакций (задание 1 к уроку 34 в рабочей тетради).

Закрепление материала

♦ Заполнение обобщающей таблицы 17.


Исходные вещества

Условия реакции

Признаки реакции

Новое вещество

Обсуждение ответов на вопросы 1, 3 к § … учебника.

Домашнее задание

Изучить материал § … и записи в тетради.

Подготовить ответы на вопросы к § … учебника.

Выполнить в рабочей тетради задание 2 к уроку 34.

Оборудование: тигельные щипцы; ложечка для сжигания ве­щества; пробирки; плоскодонные колбы; химические стаканчи­ки; стеклянная палочка; набор веществ для проведения хими­ческих реакций; металлический магний; медная проволока; раствор щелочи и раствор кислоты; иллюстрации природных процессов, в основе которых лежат химические реакции (ржавое железо; ржавые детали машин).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.