logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: создать условия для осмысления учащимися сущности химических превращений как процесса перегруппи­ровки частиц, из которых состоят вещества, что обеспечивает понимание единства материального мира.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают механизм химических превращений, основанный на процессе перегруппировки атомов химических элементов.

Школьники осознают взаимосвязь таких характеристик веществ, как строение и свойства.

Ученики умеют объяснять наблюдаемые химические про­цессы с позиции механизма химических реакций.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

общее представление о химических процессах, химической реакции;

условия возникновения химических реакций;

реакционная способность веществ;

признаки химических реакций.

Изучение нового материала

В начале урока учитель может рассказать о некоторых фактах из истории химии (например, об алхимии). Завершить рассказ можно выводом о том, что незнание человечеством процессов, идущих в ходе химических реакций, приводило людей к заблуж­дениям и неоправданным надеждам в отношении получения но­вых веществ, в том числе и драгоценных металлов (например, золота). Цель данного урока — проникнуть в тайны химических превращений веществ, чтобы твердо знать, как образуются раз­личные вещества, нас окружающие. Помогут нам в этом два ве­щества — сера и железо. Учитель демонстрирует их.

Далее педагог предлагает ученикам определить, чем отлича­ются эти вещества друг от друга. Дети выполняют эту работу, опираясь на свои знания о свойствах веществ и наблюдения де­монстрационных опытов, которые проводит учитель (помещение веществ в воду, действие магнита). Результатом такой работы может стать заполнение итоговой таблицы 18.

 

Таблица 18

Физические свойства серы и железа

Некоторые свойства веществ

Сера

Железо

Агрегатное состоя­ние

Твердое, порошкообраз­ное

Твердое

Цвет

Желто-зеленый

Темно-серый

Блеск

Не имеет

Имеет

Растворимость в воде

Не растворяется, всплы­вает на поверхность

Не растворяется, тонет

Способность притя­гиваться к магниту

Не притягивается к маг­ниту

Притягивается к маг­ниту

На следующем этапе урока учитель предлагает школьникам выдвинуть предположения по поводу тех явлений, которые они далее будут наблюдать. Педагог говорит, что сейчас смешает серу и железо, и, вероятно, произойдет химическая реакция и обра­зуется новое вещество. Учитель предлагает привести аргументы «за» и «против» его предположения. Подтвердить положение о том, что нового вещества не получилось, а получилась только смесь веществ, можно лишь опытным путем. Необходимо разде­лить смесь, используя методы, основанные на знаниях о свойст­вах чистых веществ серы и железа. Учитель демонстрирует опыт по разделению смеси серы и железа при помощи воды и магнита.

Однако желание получить новое вещество не оставляет нас. Попробуем применить еще одно условие возникновения хими­ческих реакций, а именно нагревание. Учитель демонстрирует опыт получения сульфида железа. Показывает полученное веще­ство, предлагает детям доказать, что оно новое. Чтобы это дока­зать, необходимо сравнить физические свойства исходных ве­ществ и полученного по тем же параметрам, которые были отме­чены в таблице для исходных веществ (возможно добавить в таблицу графу «Физические свойства серы и железа»). После на­блюдений ученики приходят к выводу о том, что получилось новое вещество, которое отличается от исходных по ряду при­знаков. На опыте мы убедились в том, что атомы (частицы) ис­ходных веществ не исчезли, а вошли в состав нового вещест­ва — сульфида железа. Новое вещество — сульфид железа отли­чается от исходных веществ не только по физическим свойствам, но и по строению. Сера и железо (исходные вещест­ва) состоят из атомов одного вида — это простые вещества. Сульфид железа состоит из атомов серы и железа (атомов раз­ных видов) — это сложное вещество. Для того чтобы представить этот процесс наглядно, ученикам можно предложить выполнить в рабочей тетради задание 2 к уроку 35. Кроме этого, учитель может использовать прием цветных аппликаций для иллюстра­ции механизма протекания химических реакций, которые уча­щиеся уже наблюдали на уроках (горение магния, получение ок­сида магния, получение оксида меди и др.). При этом важно учитывать следующие условия: модели атомов разных химиче­ских элементов должны быть разного цвета; при использовании приема модельной аппликации для иллюстрации, например, ме­ханизма реакции образования оксида магния необходимо обра­тить внимание на то, что вещество магний простое, образовано только атомами магния, а вещество кислород тоже простое, но состоит из молекул кислорода, каждая из которых, в свою оче­редь, образована двумя атомами кислорода; оксид магния — сложное вещество, состоит из молекул, каждая из которых со­держит один атом магния и один атом кислорода.

Можно предложить ученикам целый ряд таких моделей ап­пликаций для самостоятельной работы, указывая при этом осо­бенности строения исходных и полученных веществ. Также можно провести игру, в которой каждый учащийся играет роль какого-либо химического элемента, входит в состав молекул простого вещества и дружит с атомами других химических эле­ментов в процессе химических реакций, образуя новое вещество. Использование игровых приемов и приемов модельной апплика­ции позволяет детям понять механизм химической реакции как процесса перегруппировки атомов химических элементов.

Далее учитель обращает внимание школьников на то, что многообразие веществ, которые нас окружают, образовано благо­даря сравнительно небольшому количеству химических элемен­тов и обусловлено множеством возможных вариантов состава и строения (взаиморасположения атомов). Можно привести при­мер атома химического элемента углерода, который образует та­кие простые вещества, как уголь, графит и алмаз. При этом мож­но показать сами вещества (или иллюстрации с их изображени­ем) и модели атомных кристаллических решеток. Атом углерода входит в состав углекислого газа и всех органических веществ. Целесообразно рассказать и о других химических элементах, вхо­дящих в состав различных сложных веществ. В частности, атомы кислорода образуют простое вещество — кислород (в воздухе), входят в состав молекул оксидов веществ (здесь уместно проде­монстрировать коллекцию оксидов различных элементов, кото­рые входят в состав большинства молекул органических веществ, например древесины, из который сделаны крышки парт, книги, тетради и т. д.).

Используя многообразие примеров, учитель способствует формированию у учащихся представления о формах существова­ния химических элементов в природе.

Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий 1, 3 к уроку 35.

Выполнение рисунков на тему «Формы существования химического элемента в природе» по следующему образцу (схе­мы 6, 7).

 


Схема 6


Схема 7

Домашнее задание

Изучить § … учебника и записи в тетради.

Ответить на вопросы к § … учебника.

Оборудование: набор веществ — сера, железо; пробирки;

спиртовка; держатель для пробирок; набор минералов; коллек­ция оксидов веществ; набор физических тел и веществ для де­монстрации многообразия форм существования химических эле­ментов; таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.