logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: опираясь на представления учащихся о разнооб­разии и сложности организации окружающего мира, помочь им осознать смысл понятия «система» на примере простейших сис­тем.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают смысл термина «система» и знают общие признаки системы.

Школьники убеждаются в том, что любой объект можно рассмотреть с позиции системного подхода.

Ученики приводят примеры систем, выделяют в них ком­поненты и взаимосвязи, определяют новое свойство, объясняют их свойства (открытые — закрытые, устойчивые — неустойчи­вые), рассматривают компоненты как подсистемы.

Примерный ход урока

Проверка знаний

Самостоятельная работа: составить кроссворд так, чтобы по­лучились ключевые слова «природа», «система».

Изучение нового материала

В начале урока учитель беседует с учащимися о сложности природных объектов и процессов. Невозможно сразу найти пол­ную характеристику каждого природного объекта, именно по­этому естествознание включает в себя множество наук.

С целью осознания школьниками основных характеристик систем лучше рассмотреть их на примере простейших систем. Для этого можно использовать следующие формы работы.

Фронтальная или групповая работа учащихся, направлен­ная на усвоение понятия «система», может быть проведена в двух вариантах.

1 вариант

Учащимся предлагается рассмотреть ручки, которыми они пишут. Учитель на доске делает запись: «Объект — шариковая ручка».

Выясняем значение данного предмета: удобно писать на бумаге, т. е. оставлять красивый четкий след.

Разбираем ручку на составляющие детали. Выясняем: каж­дая деталь имеет определенное строение, подходящее к другой детали этой же ручки (длина, диаметр стержня и пластикового тубуса, резьба на колпачке и пластмассовом тубусе и др.).

Делаем вывод, что отдельно каждая деталь не обладает свойством, ценным для человека в целой ручке,— удобно и кра­сиво оставлять след на бумаге (пластмассовый футляр и замыка­ющий колпачок оставляют лишь вмятины, одним тонким стерж­нем можно писать, но неудобно, да и его можно разобрать на части: паста, шарик, его металлический корпус, пластиковая трубочка и т. д.).

Предлагаем учащимся собрать ручку из лежащих перед ними деталей.

Выясняем, что собрать целое можно, только правильно расположив и скрепив между собой все детали.

Делаем вывод: перед нами нечто целое (шариковая ручка), состоящее из частей (деталей), между которыми существуют взаимосвязи, обеспечивающие целому новое свойство, которого не было ни у одной из частей (деталей). Данное определение полностью соответствует научному термину «система», где со­ставные части получили название «компоненты».

Фронтальная работа сопровождается записями плана харак­теристики на доске:

Объект — шариковая ручка — целое — система.

Части — детали — компоненты.

Взаимосвязи — соединение — целое — новое свойство.

Запись в тетрадях учащихся плана характеристики системы.

2 вариант

Работа проводится в группах или парах. Учащимся раздаются несложные бытовые приборы (яйцерезка, механическая соковы­жималка, иголка с ниткой и др.). Работа строится по алгоритму I варианта.

Закрепление материала

Беседа с учащимися по материалу урока.

Выполнение в рабочей тетради заданий 1—3 к уроку.

Комментированное чтение текста § … учебника.

Домашнее задание

Изучить материал § … и записи в тетради.

Ответить на вопросы 1, 3 к § … учебника.

Оборудование: лоточки; набор различных объектов, представ­ляющих собой систему (игрушки, яйцерезка, часы).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.