Цель урока: опираясь на представления учащихся о характеристиках систем, рассмотреть с этих позиций «устройство» природы на нашей планете.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают, что системная организация природы в целом — обязательная характеристика живого; что любой компонент природы должен рассматриваться в определенной системе; существуют разные системы. Ученики имеют общее представление о разноуровневой организации природы, о развитии органического мира.
Школьники убеждаются в том, что природа планеты Земля представляет собой систему (обладает единством и целостностью), но сама планета Земля — органическая часть Солнечной системы небесных тел и, следовательно, жизнь — явление космическое. Они осознают, что многообразие форм в природе является необходимым условием устойчивости природы как системы, осознают существование всеобщих связей в природе и идею развития в природе как одну из основополагающих идей миропонимания.
Ученики вычерчивают схемы различных систем: воздух — растение — почва, солнечная энергия — энергия органического вещества растений — энергия жизнедеятельности животных организмов; приводят примеры объектов различных уровней организации природы и живого вещества; объясняют с помощью схем взаимосвязи в биосфере на различных уровнях взаимодействия ее компонентов.
Примерный ход урока
Проверка знаний:
понимание смысла терминов «система», «компоненты», «взаимосвязи»;
характеристики систем.
Изучение нового материала
В начале урока с целью создания проблемной ситуации учитель предлагает ученикам выделить в названии темы урока знакомые и незнакомые термины и самостоятельно сформулировать цель данного урока. Школьники без особого труда определяют цель урока: выделить характеристику природы как системы. В беседе с детьми выясняется, что природа отличается от искусственных систем, рассмотренных на прошлом уроке. Далее педагог ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Как в единой природе выделить компоненты?» Беседует с учениками о сложности выделения компонентов природы, в связи с тем что в ней зачастую нет резких граней (границ), все связано взаимными превращениями и изменениями.
Для понимания школьниками многообразия связей в природе лучше использовать следующий методический прием: учитель обращает внимание детей на рисунки систем, которые они выполнили к данному уроку. Среди рисунков всегда есть такие, на которых сделана попытка представить цветковое растение как систему. Однако чаще всего такие рисунки являются неполными, у растения отсутствует корневая система и многое другое. Авторы таких рисунков интуитивно чувствуют неполноту своего произведения. Для данного урока такой рисунок — своеобразный методический подарок. В нем заключено лично детское противоречие (очень хочется нарисовать красивое, но чего-то не хватает), и именно с него начинается постижение сложности устройства природы. Учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть такой рисунок, высказать свое мнение и ответить на вопрос: «Можно ли данное цветковое растение считать живым, растущим? Ведь основное свойство живых систем — это жизнь». Дети высказывают свои суждения и отмечают компоненты, которых не хватает в этом рисунке для того, чтобы растение можно было считать живым. Далее, используя прием последовательного рисования компонентов данной системы, который работает на принципе «противоречие — дополнение», учитель предлагает школьникам в тетради нарисовать цветковое растение со всеми его частями (компонентами) — стебель, лист, цветок, корневая система. Можно обозначить их функции (например, надписав их над стрелочками). Позже педагог задает детям вопрос: «Достаточно ли этих компонентов для полноценной жизни растения?» Без особого труда ученики дают отрицательный ответ. Учитель просит их дополнить рисунок. Дети высказывают свои суждения, и может состояться такой диалог:
Д. Нужна почва для питания растения.
Действие: рисуем произвольной линией горизонт почвы.
У. Что находится в почве, что растение берет из нее в качестве питания?
Д. Воду и перегной.
Действие: схематично обозначаем в почве капельки воды (кружочки голубого цвета) и комочки перегноя (кружочки темного цвета).
У. Откуда в почву поступает вода?
Д. Когда идет дождь.
Действие: рисуем тучу и дождик.
У. Как в почве образуется перегной?
Д. Отмершие части прошлогодних растений перегнивают, т. е. ими питаются дождевые черви и различные бактерии, и получается перегной.
Действие: рисуем опавшие листья, дождевых червячков, схематично изображаем бактерии, отмечая, что они невидимы невооруженным глазом.
У. Посмотрим на наш рисунок. Все ли необходимое для жизни растения есть на нем?
Д. Нужны еще свет и тепло, их дает солнце.
Действие: рисуем солнце.
У. Посмотрите на наш рисунок. Хорошо ли растению так жить?
Д. Растению скучно, ему нужны друзья. Это могут быть такие же растения, как и оно, насекомые, которые его опыляют, растения других видов, с которыми оно дружит (может быть, какое-либо дерево, которое будет защищать растение от палящего солнца).
Действие: рисуем все названные компоненты на нашем рисунке.
У. Посмотрите еще раз на наш рисунок. Можем ли мы теперь сказать, что перед нами растение как полноценная система и оно обладает новым свойством, которое называется жизнью? Сколько других самых разных компонентов необходимо, чтобы данная система обладала этим новым свойством. Компоненты самые разные, и относящиеся к космическим телам (солнце), и невидимые глазом человека (почвенные бактерии), и принадлежащие к разным царствам органического мира (растения, животные), и обуславливающие климатические условия и др.
После окончания этой работы учитель предлагает детям определить, нужен ли на картине человек, где может быть его место. Обобщая суждения, высказанные учениками, можно сделать дополнение к рисунку — схематично изобразить улыбающееся лицо человека, потому что все, что он видит, ему очень нравится и он не хочет это разрушать.
Рисунок, который получился у ребят в тетради, может быть дополнен стрелками между компонентами, над которыми надписаны их значения, функции, отражающие взаимосвязи.
Всю работу по составлению рисунка-схемы педагогу лучше проводить параллельно с детьми, изображая рисунок на доске, или используя аппликацию на фланерографе, или, если позволяет техническое обеспечение, применяя мультимедийную установку. В этом случае, используя программу Power Point, можно приглашать учеников по очереди для изображения последовательно названных компонентов системы.
На следующем этапе урока важно перейти к обсуждению утверждения, что природа — открытая система. Учитель беседует с учащимися о смысловом значении прилагательных «открытая», «закрытая» (можно использовать образ двери в классное помещение). Потом ученики изучают текст § 39 учебника и отвечают на вопрос: «Почему природу на нашей планете можно назвать открытой системой?» Обсуждается вопрос о возможности существования закрытых систем. Затем ученикам предлагается зарисовать в тетрадях схему «Природа — открытая система». В заключение данного этапа урока обсуждается вопрос о значении этих знаний для человека, для того, чтобы он не «закрывал двери», через которые система в целом и он как компонент этой системы получает энергию.
Далее целесообразно перейти к осмыслению такой характеристики природы, как ее способность к развитию, и найти доказательства тезиса, что природа — развивающаяся система. Учитель беседует с учениками о смысловом значении слова «развитие», предлагает изучить текст § 39 и найти ответы на вопросы:
Какие процессы происходили на планете Земля за время ее существования?
Как влияли изменения климата на живые организмы? (Отметьте этапы в развитии нашей планеты.)
Затем учитель обсуждает с учащимися вопрос о влиянии живых организмов на развитие планеты (средообразующая функция живого вещества, появление фотосинтеза как необходимой приспособленности к автотрофному способу питания в условиях жесткой конкуренции первичных гетеротрофов, изменение газового состава атмосферы). Во время дискуссии лучше, если учитель демонстрирует иллюстративный материал или видеофильм. В заключение данного этапа урока педагог, опираясь на знания школьников о взаимосвязях и взаимовлияниях компонентов природы, подводит их к выводу о развитии природы как целостной системы (при изменении не может один компонент измениться, а другой остаться при этом неизменным), обсуждается вопрос о значении этих знаний для человека как основы понимания его ответственности за результаты своей природопреобразующей деятельности (например, возведение дамбы возле Санкт-Петербурга).
Закрепление материала
Обсуждение ответа на вопрос 1 к § … учебника.
Домашнее задание
Изучить материал § … и записи в тетради.
Ответить на вопрос 2 к § … учебника.
Рассмотреть рисунок, который выполнили на уроке, и ответить на вопрос: «Какие компоненты нужны для жизни других живых организмов, изображенных на рисунке?»
Оборудование: карандаши; краски; листы белой бумаги; иллюстрации; таблицы, схемы, раскрывающие понятие «открытая развивающаяся система».
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/