logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Оборудование: иллюстративный материал об уровнях органи­зации природы; дидактические карточки; таблицы-схемы, иллю­стрирующие открытые системы, пищевые цепочки, регуляцию численности популяций.

Цель урока:помочь учащимся понять смысл таких характе­ристик систем, как «устойчивость — неустойчивость», «откры­тость — закрытость», «развитие — стабильность», «саморегуля­ция», и осознать их значение для проявления основного свойст­ва природы — обеспечения жизни на Земле.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают смысл терминов «системная органи­зация природы», «уровни организации природы».

Школьники осознают значение системных связей в приро­де для сохранения ее целостности, себя как компонент природы.

Ученики умеют выявлять взаимосвязи между компонента­ми разных уровней организации природы.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

характеристики природы как системы;

уровни рассмотрения компонентов природы;

понимание смысла термина «иерархия».

Изучение нового материала

В начале урока учитель, опираясь на представления учеников о системной организации природы, беседует с ними по вопросам:

Почему трудно выделить компоненты природы?

От чего зависит уровень рассмотрения компонентов в при­роде?

Какие три уровня рассмотрения компонентов природы вы­деляют ученые?

На следующем этапе урока целесообразно подробнее остано­виться на уровнях организации природы. Объясняя материал, учитель вместе с учащимися заполняет таблицу 20.

 

Таблица 20

Название уровня

Компоненты

Рисунок

1. Космос

Галактики, звездно-планетные систе­мы, кометы, астероиды, космическая пыль

 

2. Планета Земля

Геооболочка: атмосфера, гидросфе­ра, литосфера, биосфера. Ядро пла­неты

3. Поверхность планеты

Океаны, материки, горы, равнины, низменности, пустыни, леса, поля, степи и т. д.

4. Экосистемы

Озеро, луг, река, хвойный лес, тропи­ческий лес и т. п.

5. Отдельные объекты

Организм животного, растения, гор­ные породы, минералы


Название уровня

Компоненты

Рисунок

Микромир

Молекулярный

Клетки живых организмов, кристаллы минералов

Молекулы органических веществ, мо­лекулы минеральных веществ, атомы химических элементов

Рассказ учителя о каждом уровне организации природы со­провождается демонстрацией иллюстративного материала. Он предлагает ученикам проанализировать записи в таблице и при­вести примеры системных взаимодействий между компонентами одного уровня и между компонентами различных уровней (мож­но вспомнить пример с шариковой ручкой, где компонент целой ручки — стержень состоит из более мелких компонентов).

На заключительном этапе урока формулируются основные характеристики природы как системы и записываются в тетради характеристики любой системы по схеме:

Система — Природа.

Компоненты — различных уровней организации (мега-; мак­ро-; микромир).

Взаимосвязи — на одном уровне и между уровнями.

Новое свойство — обеспечивает жизнь на Земле.

Закрепление материала

Выполнение заданий 1, 2 к § 40 учебника.

Работа с дидактическим материалом.

Рисунки: лесенка, объекты, принадлежащие разным уровням (рисунки или просто слова-термины).

Задание: поставьте каждый компонент на свою ступеньку (на примере любого объекта).

Например, есть объект «растение»:

Составьте подобную схему для объектов «животное», «минерал» (рис.9.)


Домашнее задание

Изучить материал § 40 и записи в тетради.

Сделать модель (по принципу матрешки), иллюстрирую­щую возможные уровни рассмотрения компонентов природы.

Ответить на дополнительные вопросы к заданию учебника:

К одному или разным уровням относятся данные объекты?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.