Оборудование: иллюстративный материал об уровнях организации природы; дидактические карточки; таблицы-схемы, иллюстрирующие открытые системы, пищевые цепочки, регуляцию численности популяций.
Цель урока:помочь учащимся понять смысл таких характеристик систем, как «устойчивость — неустойчивость», «открытость — закрытость», «развитие — стабильность», «саморегуляция», и осознать их значение для проявления основного свойства природы — обеспечения жизни на Земле.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают смысл терминов «системная организация природы», «уровни организации природы».
Школьники осознают значение системных связей в природе для сохранения ее целостности, себя как компонент природы.
Ученики умеют выявлять взаимосвязи между компонентами разных уровней организации природы.
Примерный ход урока
Проверка знаний:
характеристики природы как системы;
уровни рассмотрения компонентов природы;
понимание смысла термина «иерархия».
Изучение нового материала
В начале урока учитель, опираясь на представления учеников о системной организации природы, беседует с ними по вопросам:
Почему трудно выделить компоненты природы?
От чего зависит уровень рассмотрения компонентов в природе?
Какие три уровня рассмотрения компонентов природы выделяют ученые?
На следующем этапе урока целесообразно подробнее остановиться на уровнях организации природы. Объясняя материал, учитель вместе с учащимися заполняет таблицу 20.
Таблица 20
Название уровня |
Компоненты |
Рисунок |
1. Космос |
Галактики, звездно-планетные системы, кометы, астероиды, космическая пыль |
|
2. Планета Земля |
Геооболочка: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Ядро планеты |
|
3. Поверхность планеты |
Океаны, материки, горы, равнины, низменности, пустыни, леса, поля, степи и т. д. |
|
4. Экосистемы |
Озеро, луг, река, хвойный лес, тропический лес и т. п. |
|
5. Отдельные объекты |
Организм животного, растения, горные породы, минералы |
|
Название уровня |
Компоненты |
Рисунок |
Микромир Молекулярный |
Клетки живых организмов, кристаллы минералов Молекулы органических веществ, молекулы минеральных веществ, атомы химических элементов |
|
Рассказ учителя о каждом уровне организации природы сопровождается демонстрацией иллюстративного материала. Он предлагает ученикам проанализировать записи в таблице и привести примеры системных взаимодействий между компонентами одного уровня и между компонентами различных уровней (можно вспомнить пример с шариковой ручкой, где компонент целой ручки — стержень состоит из более мелких компонентов).
На заключительном этапе урока формулируются основные характеристики природы как системы и записываются в тетради характеристики любой системы по схеме:
Система — Природа.
Компоненты — различных уровней организации (мега-; макро-; микромир).
Взаимосвязи — на одном уровне и между уровнями.
Новое свойство — обеспечивает жизнь на Земле.
Закрепление материала
Выполнение заданий 1, 2 к § 40 учебника.
Работа с дидактическим материалом.
Рисунки: лесенка, объекты, принадлежащие разным уровням (рисунки или просто слова-термины).
Задание: поставьте каждый компонент на свою ступеньку (на примере любого объекта).
Например, есть объект «растение»:
Составьте подобную схему для объектов «животное», «минерал» (рис.9.)
Домашнее задание
Изучить материал § 40 и записи в тетради.
Сделать модель (по принципу матрешки), иллюстрирующую возможные уровни рассмотрения компонентов природы.
Ответить на дополнительные вопросы к заданию учебника:
К одному или разным уровням относятся данные объекты?
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/