logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: продолжая использовать системный подход к рассмотрению природы, раскрыть перед учащимися значи­мость существования взаимосвязей между ее компонентами.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают смысл термина «экосистема» и зна­ют ее характеристики; имеют общее представление о взаимосвя­зях особей в популяциях и экосистемах, взаимоотношениях ви­дов в экосистемах, об отношениях организмов в пищевых цепях; понимают многообразие в природе как условие устойчивости системы на примере природных сообществ (леса, степи, водо­ема). Ученики объясняют различные формы жизни разнообрази­ем природных условий, возможностью адаптации организмов к разным способам использования факторов среды, изменчиво­стью и осознают, что обмен веществ и энергии составляет осно­ву взаимосвязей между организмами.

Школьники убеждаются в необходимости поддержания многообразия в природе для ее сохранения и важности специ­альных мер охраны природы, охраны и поддержания жизни эко­систем в их целостности. Дети осознают «мудрость» природы, которая «позаботилась» о каждом организме, наградив его воз­можностью выживать в условиях взаимодействия с другими ком­понентами экосистем (покровительственная окраска, быстрота движений, ночной образ жизни и т. д.).

Ученики приводят примеры различных экосистем, опи­сывают их, изображают на схемах и рисунках.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание смысла терминов «открытая система», «развива­ющаяся система»;

осознание ценности для человека знаний о характеристиках природы как системы;

беседа с учащимися по вопросам. Например:

Бороться с вредителями сельского хозяйства можно дву­мя способами: с помощью ядохимикатов и с помощью естест­венных врагов этих вредителей. Какой способ выберете вы и по­чему?

Почему человечество озабочено вопросами длительности «жизни» Солнца?

С чем связаны научные поиски альтернативных источни­ков энергии?

Как отражается на развитии природы современная дея­тельность человека на планете?

работа с дидактическими карточками (решение задач, на­пример: «Как вы поступите в ситуациях, когда... Почему?»)

Изучение нового материала

В начале урока учитель обращает внимание учеников на то, что целостность любой системы определяется теми взаимосвязя­ми, которые существуют в ней. Природные системы называются экологическими или (сокращенно) экосистемами. Педагог объ­ясняет словообразование термина «экосистема» («эйкос» — дом, место, где я живу, в широком понимании термина — среда оби­тания).

Далее предлагает школьникам рассмотреть природные взаи­мосвязи на примере хорошо им известной экосистемы аквариу­ма. Просит детей помочь ему составить модель аквариума (ап­пликация или компьютерная версия), при этом они называют компоненты системы и определяют их функции, т. е. выделяют взаимосвязи. Аквариум — система, созданная человеком, однако отражает все взаимосвязи природной системы. Учащиеся изуча­ют текст § 41 и выясняют все компоненты этой системы, необ­ходимые для ее длительного и успешного существования. Затем обсуждается вопрос о том, почему аквариум нельзя считать пол­ностью естественной системой (так как необходимо постоянное вмешательство человека — корм для рыб, воздух, обогреватель, свет). Эта система без вмешательства человека неустойчива, по­тому что не может саморегулироваться. Можно привести данные о том, что существуют расчеты по количеству воды и количеству видов рыб, растений и моллюсков, для того чтобы приблизить ее к устойчивости. Учащиеся фиксируют в своих тетрадях описание аквариума как системы по плану:

Система: аквариум.

Компоненты: вода + свет + грунт + растения + рыбы + улитки + корм (дафнии).

Взаимосвязи: вода — среда обитания для животных и расте­ний + тепло + свет для растений;

растения — объект питания для рыб и улиток, источник кис­лорода для дыхания;

воздух — служит источником кислорода для дыхания расте­ний и животных;

грунт — источник питательных веществ для растений; рыбы — поглощают избыток растений и микроорганизмов; улитки (число регулируется человеком) — поглощают избы­ток растений;

микроорганизмы — питаются органическими остатками, очи­щая от них воду, объект питания для рыб.

Новое свойство: водоем (микроводоем в жилище человека). На следующем этапе урока учитель обращает внимание уче­ников на разнообразие компонентов экосистем и их взаимозави­симости, на обусловленность видового состава биотического компонента (живых организмов) абиотическим (т. е. условиями среды обитания). Педагог рассказывает школьникам о расти­тельном и животном мире различных природных зон, демонст­рирует иллюстрации и экземпляры живых комнатных растений различных мест обитания. Предлагает детям записать в тетрадь схему 8 и прокомментировать ее.


Схема 8

Далее педагог рассказывает о многообразии растительного и животного мира как результате многообразия климатических условий.

Затем учитель обсуждает с учащимися вопрос о «дружбе и взаимопомощи» живых организмов в экосистемах, демонстри­руя таблицы и рисунки ярусности (корневой и кроновой), сим- биотических связей грибов и деревьев. Рассказывает о том, что лесное растение невозможно вырастить в саду (например, папо­ротник или венерин башмачок, так как они требуют, чтобы поч­ва была образована из хвои и листьев рябины, березы, ольхи, чтобы рядом росли сосны и ели и т. д.)

Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий к уроку.

Домашнее задание

Изучить материал § 41 и записи в тетради.

Выполнить задание в рабочей тетради к уроку 41.

Оборудование: таблицы, схемы, иллюстрирующие компонен­ты различных экосистем (хвойный лес, лиственный лес, болото, озеро, пустыня, саванна, тундра).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.