logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: показать учащимся значимость знаний об «устройстве» природы для человека, для гармонизации его отно­шений с ней.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся знают основные характеристики природы на­шей планеты: саморегулируемость, устойчивость, ритмичность. Понимают причины этих явлений.

Школьники осознают возможное негативное и позитив­ное влияние человека на природу.

Ученики умеют определять компоненты и взаимосвязи в различных природных экосистемах.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание смысла термина «экосистема»;

основные компоненты экосистем;

взаимозависимость и взаимообусловленность компонентов экосистем.

Изучение нового материала

В начале урока учитель напоминает детям о том, что на прошлом уроке рассматривалась отдельно взятая экологиче­ская система — аквариум в искусственно созданных условиях. Но природа на нашей планете едина, она не имеет границ. Учи­тель предлагает ученикам привести доказательства данного те­зиса.

На следующем этапе урока обсуждается тезис «Природа — саморегулирующаяся система». Учитель беседует с учащимися о смысловом значении глагола «регулировать» и местоимения «сам» как составных частей термина «саморегуляция», иллюст­рирует механизм саморегуляции в природе конкретными при­мерами: пищевые цепочки, процессы по уменьшению избытка углекислого газа в атмосфере в процессе эволюции фотосинте- зирующих растений и др. В конце данного этапа урока педагог на основе актуализации знаний школьников о взаимосвязях компонентов подводит их к выводу о том, что именно взаимо­связи между компонентами являются основой саморегуляции природы как системы. Затем обсуждается вопрос о значении этих знаний для человека, так как они обеспечивают понимание механизмов существования целостной системы. Это означает осознание необходимости такой организации своей деятельно­сти, согласно которой сохраняется ее целостность (жизнь на Земле).

На следующем этапе урока учитель раскрывает причины устойчивости природы как системы, беседуя со школьниками о значении прилагательных «устойчивая», «неустойчивая»; рас­крывает смысл понятия «устойчивая система». Иллюстрирует механизм устойчивости в природе конкретными примерами (пищевые сети, свойства живых организмов — наследственность и изменчивость и др.). В конце беседы дети приходят к выво­ду, что основа устойчивости — саморегуляция. В заключение данного этапа урока обсуждается вопрос о значении получен­ных знаний для человека как основы понимания того, что не­согласованная с законами природы деятельность приводит к ги­бели окружающей среды, т. е. переходу ее в неустойчивое состо­яние.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что при­роду нашей планеты в целом можно рассматривать как глобаль­ную экосистему. Объясняет значение терминов «климатический фактор (абиотический)», «антропогенный фактор», после чего школьники описывают экосистему по плану:

Система: экологическая.

Компоненты: климатические факторы, биотические факто­ры.

Взаимосвязи: климатические факторы обеспечивают условия жизни для живых организмов;

биотические факторы (живые организмы) многообразны и выполняют в природе различные функции:

растения — поглощают углекислый газ из воздуха и солнеч­ную энергию, создают органические вещества для питания всех остальных живых организмов;

животные — питаются растениями и помогают им жить, используют для дыхания кислород воздуха и выделяют углекис­лый газ;

микроорганизмы — разрушают отмершие органические ве­щества до минеральных, возвращая их в почву.

Новое свойство: существование леса, реки.

Далее учитель обращает внимание учеников еще на одну ха­рактеристику природы, а именно на одновременное существова­ние многообразия форм жизни на нашей планете, что, в свою очередь, обуславливает существование разнообразных природ­ных экосистем. Рассказ учителя целесообразно сопровождать иллюстративным материалом о многообразии природных экоси­стем: водные экосистемы — река, озеро, пруд, море, болото, ка­нава (придорожная), лужа; наземные — лес (хвойный, листвен­ный, тропический), луг (тундра, степь) и т. д. Школьникам предлагается выделить компоненты этих экосистем, найти раз­личия между ними, определить новое свойство (сущность кото­рого и заключается в самом существовании такого феномена, как конкретная экосистема). Рассмотрим, например, такую сис­тему, как река. Если бы между ее компонентами не было вза­имосвязей, то была бы труба с водой отдельно, мертвая рыба от­дельно и сухие водоросли тоже. Аналогичная ситуация и с ле­сом. Мы ощущаем его прелесть во всех аспектах только тогда, когда это цельная система, когда существуют все взаимосвязи. Тогда в лесу и воздух необычный, насыщенный кислородом, фитонцидами, запахом грибов и лишайников. И только лесу присуща особая звуковая гамма, завораживающая и немного пу­гающая городского человека, складывающаяся, казалось бы, из противоположностей — оглушающей тишины, с одной стороны, и шума крон деревьев, шелеста листвы, разноголосья птиц — с другой. Дровяной склад, зоопарк, зоомузей, ботанический сад лесом не называют, как не называют лугом стог сена.

Затем учитель предлагает ученикам обсудить такие проб­лемные темы, как: «Экосистемы и человек», «Особенности со­временных экосистем», «Антропогенный фактор», «Экологиче­ские проблемы и их причины», «Почему современные эколо­гические проблемы являются глобальными (носят глобальный характер)».

В заключение урока учитель обращает внимание детей на ценность для человека знаний об устройстве и функционирова­нии экосистем. Беседуя с учащимися по данному вопросу, под­водит их к осознанию роли и места человека в природе, его кос­мического долга как землянина. В качестве иллюстрации к рас­сказу можно использовать, например, материал о пигмеях, которые знают, сколько надо выловить рыбы из реки для племе­ни, как ее ловить без удочки, добавляя в речную воду траву, ко­торая на время может усыпить рыбу.

Закрепление материала

Обсуждение ответов на вопросы 1, 2 к § 42 учебника.

Решение экологических задач.

Выполнение в рабочей тетради заданий к уроку.

Домашнее задание

Изучить материал § 42 учебника и записи в тетради.

Выполнить в рабочей тетради задания к уроку.

Описать конкретную экосистему по плану.

Написать мини-сочинение на тему «Чем меня поразил(а) (удивил(а)) лес, луг, река, озеро и т. д.».

Оборудование: таблицы и рисунки различных экосистем, комнатные растения разных мест обитания; статьи экологиче­ского содержания из журналов и газет о деятельности человека в природе; аудиокассета «Звуки природы».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.