logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: помочь учащимся осознать роль Солнца как ис­точника световых и цветовых явлений в природе.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают взаимосвязь и взаимообусловлен­ность природных компонентов, таких, как Солнце и зеленые растения на нашей планете.

Школьники оценивают значение света для живых орга­низмов на планете как источника энергии и цветовых явлений; осознают красоту цветного мира.

Ученики умеют приводить примеры, свидетельствующие о необходимости присутствия светового луча для проявления цветовых явлений.

Примерный ход урока

Проверка знаний

Обобщающая контрольная работа по теме «Общая характе­ристика природы».

Изучение нового материала

В начале урока учитель предлагает ученикам провести смыс­ловой анализ формулировки темы, выделить в ней ключевые слова: «космическая», «зеленых». Затем напоминает школьникам о том, что природа — открытая система, Солнце — источник света и тепла. Далее формулирует проблемный вопрос: «Как вы думаете, что делает мир на нашей планете видимым и цвет­ным?» Дети без труда определяют, что в этом заслуга Солнца. После этого педагог беседует с учащимися о красоте, гармонии в мире света и красок, о согласованности световых и цветовых явлений, поскольку природные процессы обусловлены взаимо­действием физических и химических явлений. В заключение этого этапа урока учитель подводит школьников к выводу о роли Солнца и солнечного света для поддержания жизни на нашей планете.

Затем учитель предлагает детям прочитать вводную часть § 43 учебника и ответить на следующие вопросы:

Какие прилагательные можно использовать при описании нашей планеты?

Каково значение животных и человека в природе?

Следующий этап урока — постановка проблемного вопроса:

«Почему К. А. Тимирязев назвал роль зеленых растений на Зем­ле космической?» Учащимся предлагается прочитать текст § 43 учебника и найти ответы на вопросы:

Случайно ли растения на нашей планете имеют зеленый цвет?

Какие знания (о чем) и из каких областей науки требуют­ся нам для ответа на вопрос: «Почему растения зеленые?»

Отвечая на последний вопрос, школьники заполняют таб­лицу 21.

Таблица 21

Область знаний

Предмет изучения

Физика

Химия

Биология

Световые явления

Вещество зеленого цвета

Функции зеленого вещества в жизни растений

В конце урока педагог подводит детей к выводу о том, что для ответа на вопрос о космической роли растений на нашей планете необходимо применить системный подход и найти вза­имосвязи между компонентами природы. В данном случае это компоненты разных уровней организации: космического (Солн­це), отдельного организма растений, клеточного (клетки расте­ний), молекулярного (молекулы зеленого пигмента). Именно взаимосвязи этих компонентов обеспечивают удержание солнеч­ной энергии на планете, а значит, и обеспечивают ее жизнь.

Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий к уроку.

Выполнение задания 1 к § 43 учебника.

Обсуждение ответа на вопрос 4 к § 43 учебника.

Домашнее задание

Изучить материал § 43 и записи в тетради.

Выполнить в рабочей тетради задания к уроку.

Оборудование: иллюстративный материал о световых и цвето­вых явлениях в природе.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.