logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «источник света», «световой луч», закономерностями распространения све­тового луча в пространстве.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся имеют общие представления о закономерно­стях распространения светового луча в пространстве.

Школьники могут объяснить многие явления окружаю­щего мира на основе знаний о распространении света.

Ученики умеют вычерчивать схемы движения луча в раз­личных средах и при «встрече» с непрозрачными телами, лунно­го и солнечного затмений.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

космическая причина световых и цветовых явлений на пла­нете;

♦ взаимосвязь природных компонентов, обуславливающих зе­леный цвет растительных организмов.

Изучение нового материала

В начале урока учитель задает детям вопрос: «Можно ли уви­деть световой луч и если да, то при каких условиях?» Учащиеся приводят достаточное количество примеров условий, при кото­рых можно увидеть отдельный световой луч, например: когда ле­том туча постепенно закрывает солнце, когда в комнате темно, но есть небольшие отверстия в окнах и многие другие. Обобщая высказывания школьников, педагог обращает их внимание на то, что увидеть отдельный световой луч возможно при условии, если поток света будет направлен в узкое пространство. Далее учитель проводит демонстрационный опыт: в затемненном по­мещении точечный источник света (оборудование кабинета фи­зики) направлен на сосуд с водой, в которую предварительно до­бавлен мел. Учащиеся наблюдают световой луч.

Далее урок можно построить как инсценированный рассказ. На роль светового луча можно пригласить старшеклассника. Световой луч расскажет пятиклассникам о своих родителях (ис­точники света), о том, как он перемещается в пространстве, что происходит с ним, когда он встречает различные препятствия на своем пути. Рассказывая о своих родителях, световой луч объяс­няет смысл термина «источник света», демонстрирует многооб­разие источников света — самосветящихся и светящихся отра­женным светом других естественных и искусственных; объясня­ет причины отражения света источниками. По окончании повествования предлагает пятиклассникам заполнить таблицу 22 в тетрадях.

Таблица 22

Источник света

Причины излучения света

Далее световой луч задает учащимся вопрос: «Как вы думае­те, каков мой путь в пространстве, прямой или извилистый?» Выслушивает мнения детей и напоминает, что в начале урока, когда они смотрели демонстрационный опыт, линия, по которой луч распространяется в однородной прозрачной среде, была прямой. Именно она и называется лучом (отсюда в математике появился термин «числовой луч»).

Затем световой луч предлагает школьникам объяснить, что происходит с ним, когда на его пути возникает какое-либо пре­пятствие, физическое тело. Подтверждая или опровергая сужде­ния учащихся, луч демонстрирует опыты появления тени и по­лутени.

В заключение световой луч сожалеет, что урок подходит к концу, а он не закончил свой рассказ, и обещает детям напи­сать подробное письмо или прийти на следующий урок.

Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий к уроку.

Домашнее задание

Изучить материал § 44 и записи в тетради.

Написать мини-сочинение или сказку на тему «Приклю­чение светового луча».

Ответить на вопрос: «За что люди могут сказать спасибо световому лучу?»

Оборудование: большой химический стакан, заполненный суспензией растворенного в воде мела; точечный источник све­та; экран; иллюстрации многообразных источников света — ес­тественных и искусственных, самосветящихся и несамосветя­щихся: Солнце, Луна, костер, свеча, лампа накаливания, мол­ния, глубоководная рыба удильщик, зеркало и др.; фотографии светового луча в природных условиях (например, солнечный из-под тучи).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.