Цель урока: продолжить изучение свойств светового луча.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся имеют общее представление о двойственном характере света как непрерывного потока частиц, распространяющихся по траектории волны, понимают смысл терминов «фотон», «солнечный спектр»; знают, чем отличаются волны спектра (в том числе и видимой части), как опытным путем доказать, что белый цвет — сложный.
Школьники осознают, что планета Земля находится под воздействием солнечной энергии; оценивают значение этого влияния как фактора, способствующего поддержанию многообразия форм жизни на планете.
Ученики умеют создавать модели цветного спектра, ставить опыты по разложению белого цвета, рисовать схемы солнечного спектра, отражать в творческих работах результаты действия на планету лучей различных частей солнечного спектра.
Проверка знаний:
особенности движения луча в прозрачных средах;
особенности «поведения» луча при переходе из одной прозрачной среды в другую;
оптические закономерности.
Изучение нового материала
В начале урока учитель обращает внимание детей на то, что многие явления природы объясняются особенностями строения светового луча. Рассказывает о том, что в настоящее время известно ученым об «устройстве» света в природе, отмечая следующие характеристики:
а) свет — сплошной поток частиц — фотонов;
б) фотон — энергонесущая частица.
Рассказ учителя сопровождается демонстрацией опытов (струйка воды, волна на поверхности воды). Затем педагог объясняет, что такое спектр, беседует с учащимися о характеристиках света (длина волны, количество энергии). После этого ученики читают текст § 46 и отвечают на вопросы:
Почему глаз человека видит не все лучи спектра?
Какие лучи находятся в спектре за длинными красными лучами, а какие — за короткими фиолетовыми?
Какие свойства проявляют эти лучи и как их можно обнаружить?
Чем может «удивить» нас солнечный луч?
С целью систематизации полученных на уроке сведений школьники заполняют таблицу 23.
Таблица 23
Вид излучения |
Рентгеновское |
Ультрафиолетовое |
Видимое |
Инфракрасное |
Частота Воздействие на организм человека Другие характеристики |
|
|
|
|
На заключительном этапе урока педагог обращает внимание детей на значение для человека знаний об «устройстве» света и солнечном спектре.
Закрепление материала
Выполнение в рабочей тетради заданий к уроку.
Обсуждение ответа на вопрос 2 к § 46 учебника.
Обсуждение проблемы, что представляет собой видимая часть спектра и каково значение этого явления для человека.
Домашнее задание
1. Изучить материал § 46 и записи в тетради.
2. Подготовить устный ответ по вопросам учебника.
Оборудование: прибор для разложения света; таблицы и рисунки волн электромагнитного спектра.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/