logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием цвето­вых явлений в природе; раскрыть причину этих явлений на основе полученных ранее представлений о спектре солнечного луча (света) и о взаимосвязях между компонентами природы.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся осознают механизм цветовых явлений в приро­де как результат взаимодействия светового луча с различными веществами и его способности распространяться по определен­ным законам.

Школьники умеют объяснять, как цвет тела связан со строением вещества (одна из закономерностей природы).

Ученики могут объяснить многие цветовые явления окру­жающего мира и знают, как их используют в практической дея­тельности.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание смысла термина «спектр»;

видимая и невидимая для человека и животных части спек­тра, их сходство и различие;

«поведение» солнечного луча при «встрече» со стеклянной призмой и причины такого «поведения»;

значение для человека знаний о «строении» и «поведении» солнечного луча в природе;

итоговый вопрос: «В чем проявляется „забота" природы о живом на Земле?»

Изучение нового материала

В начале урока учитель формулирует проблемные вопросы урока:

Почему окружающие нас предметы имеют различные цвета?

Почему небо голубое, облака белые, а зори красные?

Что представляет собой радуга?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разо­браться, от чего зависит цвет различных физических тел. С этой целью послушаем «рассказ» светового луча о его «судьбе» при встрече с тем или иным веществом. Учитель может предложить ученикам комментированное чтение текста § 47 учебника о том, от чего зависит цвет прозрачных и непрозрачных тел.

Далее на примере шариковой ручки учитель объясняет, от чего зависит цвет предметов. Зеленый цвет непрозрачного кол­пачка объясняется тем, что он отражает лучи зеленого цвета, а все остальные поглощает. Прозрачный футляр имеет зеле­ный цвет, потому что он пропускает лучи зеленого цвета, а все остальные поглощает. Во время объяснения школьники выпол­няют цветной рисунок в тетради. После этого учитель беседует со школьниками и объясняет, от каких свойств светового луча зависит цвет прозрачных и непрозрачных тел. (От сложного строения луча, от способности взаимодействовать с различными веществами в силу прямолинейного движения (непрозрачные тела); от способности луча изменять направление своего движе­ния в другой прозрачной среде (цветные прозрачные тела).)

На следующем этапе урока школьники отвечают на вопрос: «Почему небо голубое?» Учитель беседует с учениками о красоте небесного свода и его привлекательности для человека. Дети изучают текст § 47 учебника и выясняют причины цвета неба, делают краткую запись вывода в тетради: «Синий цвет неба обу­словлен размерами частиц воздуха, так как длинноволновые лучи обходят частицы, а коротковолновые — наталкиваются и поэтому рассеиваются».

Затем школьники отвечают на вопрос: «Почему облака бе­лые?» Для ответа на него необходимо знать природу белого цве­та. В результате рассуждений формулируют вывод: «Белый цвет тел есть результат взаимодействия, наложения лучей всех длин волн видимой части спектра. Белый цвет облаков объясняется тем, что их частицы отражают лучи всех цветов». Следующий вопрос: «Почему зори красные?» — также разрешается при ана­лизе особенностей взаимодействующих компонентов — слои воздуха и лучи определенной длины волны. Радуга в природе появляется благодаря способности капель воды разлагать свет, а лучи разного цвета преломляются, так как у лучей каждого цвета разный угол преломления.

На заключительном этапе урока учитель рассказывает учени­кам о значении для человека знаний о причинах и механизме возникновения многообразия цветовых явлений в природе, даю­щих возможность объяснения наблюдаемых явлений и выявле­ния взаимосвязей в природе; об использовании знаний о приро­де цвета в деятельности человека (например, светозащитные очки и стекла).

Закрепление материала

Беседа с учащимися о многообразии цветовых явлений в природе (о свойствах солнечного луча; о способности к отраже­нию, поглощению и преломлению как основе многообразия цве­товых явлений в природе; о способности веществ поглощать или отражать световые лучи).

Заполнение обобщающей таблицы 24.


Объект

Характеристика среды

Происходящий процесс

Результат

Небо

Облака Зори

Дождь + солнце, роса + солнце

Мелкие частицы газов

Крупные части­цы воды и льда Большая толщи­на воздуха Отдельные кап­ли воды

Рассеивание лучей только коротких волн

Рассеивание лучей всех цветов Прохождение толь­ко длинных волн Разложение лучей, как в призме

Голубой цвет

Белый цвет

Красный

цвет

Радуга

Домашнее задание

Изучить материал параграфа и записи в тетради.

Выполнить в рабочей тетради задания к уроку.

Оборудование: иллюстративный материал — слайды, репро­дукции картин известных художников о цветовых явлениях при­роды (небо, облака, зори, роса, радуга); прозрачные и непро­зрачные тела (цветные стекла и т. д.).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.