logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: на основе представлений учащихся об особенно­стях «поведения» солнечного луча при взаимодействии с различ­ными веществами помочь им осознать адаптивный характер зе­леной окраски растений.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают, что такое хлорофилл, осознают за­кономерный «выбор» природой зеленого пигмента, способного отражать лучи определенной энергоемкости и оставлять опти­мальное количество энергии для фотосинтеза.

Школьники убеждаются в существовании всеобщих свя­зей на примере «солнечный свет — вещество — растительный пигмент — растение».

Ученики могут опытным путем доказать, что зеленый цвет растений обусловлен веществом хлорофиллом, умеют отра­жать с помощью схем и рисунков процесс взаимодействия све­тового луча и хлорофилла.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

причины цветовых явлений в природе;

состав светового луча;

значение знаний о механизме возникновения цветовых яв­лений для человека.

Изучение нового материала

Для ответа на вопрос «Почему растения зеленые?» необходи­мо знать, с каким веществом «встречается» солнечный луч в рас­тении, какое вещество придает зеленый цвет растениям. Учитель выслушивает суждения учеников, демонстрирует опыт экстрак­ции хлорофилла, проводит смысловой анализ слова «хлоро­филл», знакомит с понятием «пигмент», с многообразием расти­тельных пигментов и их ролью в жизни растений.

Далее педагог рассказывает учащимся о том, что на опреде­ленном этапе развития науки, когда стало ясно, что рост расте­ния происходит в основном за счет солнечной энергии, ученые стали искать ответ на вопрос: «Энергия лучей какого цвета в большей степени используется зелеными растениями?» Русский ученый К. А. Тимирязев проделал опыты и ответил на этот вопрос. Учитель моделирует опыт К. А. Тимирязева «Влияние определенной части спектра на процесс фотосинтеза» при помо­щи аппликаций на доске. Школьникам предлагается выдвинуть гипотезу о взаимодействии солнечного луча и вещества, опреде­ляющего зеленую окраску растений. Предполагаемый ответ: «Ве­щество зеленого цвета отражает лучи зеленого цвета и поглоща­ет лучи красной или синей части спектра. Их энергия использу­ется для синтеза (образования веществ, необходимых для роста и развития растительного организма)». Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Случайно ли отражение именно зеле­ной части спектра?» Для этого необходимо сравнить энергию лу­чей красной, зеленой и синей частей спектра. Выясняем, что из­бирательное поглощение и отражение лучей позволяет получать и использовать оптимальное количество энергии. Если будут по­глощаться все лучи, то организм перегреется и разрушатся его структуры; если поглотится мало лучей, то энергии не хватит для процесса синтеза.

На заключительном этапе урока учитель обращает внимание детей на то, как человек может использовать знания о зеленой окраске растений (например, использование в сельском хозяйст­ве для оптимизации выращивания растений в теплицах — про­изводство светостабилизирующих пленок розового цвета).

Закрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий к уроку.

Домашнее задание

Изучить материал параграфа и записи в тетради.

Подготовить ответы на вопросы учебника.

Оборудование: модели для демонстрации опытов; иллюстра­ции растительных пигментов; таблица «Шкала электромагнит­ных волн».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.