logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с увеличительными при­борами и техникой микроскопирования с целью нахождения «местожительства» хлорофилла; опираясь на знания учащихся о значении хлорофилла для улавливания солнечной энергии, выявить морфоанатомические особенности строения листа цвет­ковых растений.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся усваивают знания о значении и строении уве­личительных приборов (на примере лупы и микроскопа); рас­сматривают особенности строения листа растения как системы на клеточном, тканевом и органном уровнях.

Школьники убеждаются в познаваемости «невидимого» мира при помощи увеличительных приборов; осознают, что морфоанатомическое строение листа растения связано с выпол­няемыми им функциями (фотосинтез, испарение воды).

Ученики умеют работать с микроскопом, определять сте­пень увеличения, готовить микропрепараты; умеют определять листья у различных растений, объяснять зеленую окраску листь­ев растений с позиции физики, химии и биологии.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание смысла термина «хлорофилл»;

значение хлорофилла в жизни растения;

взаимосвязи компонентов природы различных уровней.

Изучение нового материала

В начале урока учитель обращает внимание учеников на сле­дующую проблему: для того чтобы узнать, где в растении нахо­дится хлорофилл, нам необходимо познакомиться с внутренним строением растения. В этом нам помогут увеличительные прибо­ры — лупы и световой микроскоп.

Далее педагог рассказывает историю изобретения микроско­па, о том, что можно увидеть в микроскоп. Рассказ учителя строится по плану:

интерес человечества к невидимому глазом миру;

что увидел Антони ван Левенгук в капле воды;

Р. Гук и его микроскоп.

Затем учитель предлагает школьниками познакомиться со строением современного светового микроскопа. С этой целью выполняется практическая работа «Работа с микроскопом».

Далее ученикам сообщается, что функция улавливания све­товых лучей у большинства высших растений возложена на та­кой орган, как лист (за исключением тех, у которых лист видо­изменился и выполняет иные функции). Педагог обращает вни­мание детей на внешнее строение листа, листорасположение как приспособленность к эффективному улавливанию солнечных лучей. Предлагает ученикам познакомиться с многообразием ли­стьев у различных растений, демонстрирует изображения или натуральные объекты представителей различных отделов расте­ний (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), об­суждает вопрос о различиях во внешнем строении листьев. Дает учащимся задание сравнить внешнее строение листьев цветко­вых растений, выявить сходство и различия в строении, записать вывод в тетрадь: «Листья различаются по форме листовой плас­тинки; форме края листовой пластинки; расположению жилок; равномерности и цвету окраски; способу прикрепления к стеб­лю. Листья схожи по форме поперечного среза листовой плас­тинки».

Затем учитель обращает внимание школьников на особенно­сти внешнего строения листа, способствующие поглощению солнечной энергии (смысл слова «пластинка» — плоская форма на поперечном срезе). Обобщая результаты наблюдений распо­ложения листьев у цветковых растений, ученики записывают вывод в тетрадь, объясняют смысл понятия «листовая мозаика». Педагог демонстрирует опытные объекты (растения), которые иллюстрируют явление движения листьев по направлению к ис­точнику света (положительный гелиотропизм).

На следующем этапе урока учитель предлагает ученикам рас­смотреть внутреннее строение листовой пластинки цветкового растения, используя микроскоп. С этой целью дети выполняют практическую работу «Внутреннее строение листа». Школьники внимательно рассматривают поперечный срез листа, отвечают на вопросы:

Какие слои, части листа можно выделить на поперечном срезе?

В чем особенность строения:

клеток кожицы листа;

зеленых клеток под верхней кожицей листа;

зеленых клеток под нижней кожицей листа;

клеток центральной части листа?

Обобщая наблюдения, учащиеся заполняют в тетради табли­цу 25.

Таблица 25

Название клеток

Где

располагаются

Особенность строения

Функции

Закрепление материала 

Беседа с учащимися: — существование объектов микромира;

увеличительные приборы;

строение микроскопа;

приемы работы с микроскопом;

разнообразие клеток, образующих лист растения, обуслов­ленное выполняемыми функциями.

Заполнение обобщающей схемы о приспособленности лис­тьев растений к поглощению солнечной энергии.

Схему можно представить в форме ромашки, где в центре нарисованы лист и солнце, а на лепестках написаны слова (по­нятия), отражающие основные приспособления растений к по­глощению солнечной энергии, например: плоская листовая пла­стинка, прозрачные клетки кожицы, зеленые клетки под верх­ней кожицей листа в форме столбиков, листовая мозаика, гелиотропизм.

Домашнее задание

Изучить материал учебника и записи в тетради.

Ответить устно на вопрос 4 учебника.

Оборудование: портреты ученых Р. Гука и А. Левенгука; таб­лицы по курсу биологии с изображением представителей различ­ных отделов растений; иллюстрации с изображением листовой мозаики и движения листьев; различные виды комнатных расте­ний; лупы; микроскопы; микропрепараты.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.