logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: работая с микроскопом, выяснить особенности строения растительной клетки на примере клеток кожицы лука и листа элодеи.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся осознают особенности строения растительной клетки в отличие от животной, имеют общее представление о клетке, о ее жизнедеятельности, о клетке как форме существо­вания организма и структурной и функциональной единице ор­ганизма.

Школьники понимают значение специфичных для расти­тельной клетки органоидов (вакуоли, хлоропласты), осознают роль хлоропластов; изучают клетку как систему и подсистему.

Ученики умеют готовить микропрепараты растительных клеток; знают строение клетки и ее компонентов, их основные функции.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

строение светового микроскопа;

особенности внутреннего, клеточного строения листа, спо­собствующие улавливанию солнечной энергии;

особенности внешнего строения листа;

понимание смысла термина «листовая мозаика»;

значение гелиотропизма (движения листьев к свету).

Изучение нового материала

В начале урока учитель рассказывает ученикам историю со­здания микроскопа. Продолжением этой истории является рас­сказ о том, как появился термин «клетка». Используя таблицы или, если есть возможность, микропрепараты, учитель демонст­рирует многообразие клеток животных и растительных организ­мов, одноклеточные организмы. Подводит детей к выводу о том, что клетка — структурная, морфологическая и функциональная единица живых организмов.

На следующем этапе урока педагог предлагает учащимся по­знакомиться с внутренним строением растительной клетки и по­пытаться найти те ее части (органоиды), в которых содержится хлорофилл. Ученики выполняют практическую работу.

В заключение урока учитель беседует с детьми о значении для человека знаний о клеточном строении живых организмов, о безграничности мира (мир — не только то, что мы видим), о бесконечности процесса познания, об основах функциониро­вания организма.

Закрепление материала

Беседа с учащимися по результатам выполненной работы (с использованием таблиц и рисунков):

компоненты растительной клетки;

особенности строения фотосинтезирующей клетки.

Заполнение обобщающей таблицы 26.

 

Таблица 26

Основные функции органоидов растительной клетки

Название органоида

Выполняемая функция

Оболочка

Цитоплазма Ядро

Вакуоли

Пластиды:

а)хлоропласты      (содержат зе­леный пигмент хлорофилл);

б)            хромопласты (содержат красные, желтые, синие пиг­менты);

в)лейкопласты      (содержат крахмал)

Защита клетки, отграничение ее от окружающей среды, обмен веществ Раствор питательных веществ Хранение наследственной информации, руководство деятельностью клетки Накопление клеточного сока, сохране­ние упругости и формы клетки Образование и сохранение пигментов, накопление питательных веществ

а)            фотосинтез;

б)            красящие пигменты обеспечивают яркую окраску плодов, лепестков цвет­ков;

в)            накопление питательных веществ

Обсуждение с учащимися вопроса: «Почему клетка может быть названа системой?»

Для обнаружения хромопластов учащимся можно предло­жить приготовить микропрепараты клеток других объектов, на­пример мякоти яблока, картофеля, томата и др.

Домашнее задание

Изучить материал учебника и записи в тетради.

Сделать модель системы «растение — лист» (по типу мат­решки: цветковое растение — лист — зеленая клетка мякоти листа — хлоропласт — молекула хлорофилла).

Выполнить творческую работу: сделать модель (по типу матрешки), отражающую взаимодействие компонентов зеленого растения (рис. 10).

Вещество хлорофилл

Хлоропласт

Фотосинтезирующая

клетка листа

Лист

Растение

Экосистема

Биосфера

Рис. 10

Оборудование: микроскоп; предметные и покровные стекла; препарировальные иглы; стакан с водой; кусочки репчатого лука; раствор йода; лист элодеи.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.