logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: опираясь на знания учащихся о сущности про­цесса фотосинтеза, подвести их к осознанию того, что жизнь на планете Земля — явление космическое, т. е. полностью зависит от солнечной энергии.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают смысл термина «космическая роль» как способность зеленых растений трансформировать солнечную энергию (космическую) в энергию химических связей в органи­ческих соединениях.

Школьники осознают всеобщие взаимосвязи в природе, взаимосвязи между компонентами разных уровней организа­ции.

Ученики умеют объяснять происхождение органических веществ и кислорода на Земле; понимают значение этих веществ для других компонентов планеты.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание смысла термина «фотосинтез»;

опыты, доказывающие образование крахмала в листьях на свету;

опыты, доказывающие образование кислорода в листьях на свету;

трансформация солнечной энергии в процессе фотосинтеза.

Изучение нового материала

На первом этапе урока учитель сообщает тему и цель урока. Предлагает выделить в формулировке темы урока ключевые сло­ва («космическая», «роль»). Затем формулирует проблемный во­прос урока: «Почему жизнь на планете Земля — явление косми­ческое?»


Схема 9                Схема 10

Далее обсуждаются вопросы о космическом источнике энергии и пути передачи энергии на Землю; о Солнце как источнике энергии; о процессах, происходящих на нем, о путях передачи энергии на Землю. После этого школьники начинают заполнять обобщающую схему 9.

На следующем этапе урока педагог беседует с учениками о том, что фотосинтез — процесс образования органических ве­ществ (источник энергии для всех живых организмов на Земле); о роли органических веществ в жизнедеятельности живых орга­низмов на нашей планете (пища, энергоносители). Объясняет, что означает слово «органический». Предлагает детям начертить в тетради и заполнить обобщающую схему 10.

На заключительном этапе урока учитель демонстрирует горя­щую лучину и рассказывает о том, что когда-то эта лучинка была частью растения, запасавшего энергию Солнца в процессе фотосинтеза. А сейчас, на наших глазах, эта энергия, несколько десятков лет находившаяся в химических связях, вырывается в окружающее пространство в виде света и тепла. Затем предла­гает ученикам прочитать отрывок из книги К. А. Тимирязева (§ 52 учебника) и прокомментировать его.

3акрепление материала

Выполнение в рабочей тетради заданий к уроку.

Обсуждение ответов на вопросы учебника.

Домашнее задание

Изучить материал § 52 учебника и записи в тетради.

Сочинить мини-рассказ «Удивительные превращения солнечной энергии».

3. Выполнить в рабочей тетради задания к уроку.

Оборудование: модели — аппликации для иллюстрации схемы трансформации солнечной энергии; таблица по курсу биологии «Поток энергии в биосфере».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.