logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: расширить представления учащихся о многооб­разии природных процессов, лежащих в основе такого явления, как выветривание горных пород.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся осознают, что выветривание — это сложный физико-химический и биологический процесс.

Школьники осознают роль солнечной энергии и живых организмов в процессе выветривания и почвообразования.

Ученики умеют изображать схему взаимодействия в сис­теме «солнечная энергия — горная порода — почва».

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание смысла термина «минерал»;

основные характеристики минералов, условия их образо­вания;

многообразие минералов;

понимание смысла слова «минеральный»;

значение минералов для изучения человеком истории Земли.

Изучение нового материала

На первом этапе урока учитель предлагает ученикам просле­дить продолжение жизни горных пород на поверхности Земли и ответить на вопрос: «Что ожидает горные породы на поверхно­сти Земли?» Возможен рассказ учителя и работа учащихся с тек­стом § 57 учебника, поиск ответа на заданный вопрос. Затем школьники записывают ответ в тетрадь: «Частицы вещества пе­реходят в другие формы существования».

На следующем этапе урока педагог предлагает выяснить, как происходит разрушение горных пород и минералов в природе. Учитель может рассказать учащимся о многообразии результатов разрушительной деятельности природных процессов по отноше­нию к горным породам, которые дети могут наблюдать в окру­жающем нас мире. Возможна работа учащихся с текстом § 57 по заданиям:

Найдите в тексте и выпишите в тетрадь физические про­цессы, приводящие к разрушению горных пород и отдельных минералов в горных породах:

непосредственное воздействие воды при ее замерзании в трещинах («Вода камень точит»);

воздействие сильного ветра;

воздействие падающих обломков;

суточные и сезонные колебания температуры, вызываю­щие неравномерное расширение и сжатие.

Б. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь химические про­цессы, приводящие к разрушению горных пород:

воздействие кислот, которые вырабатывают живые орга­низмы (например, лишайники, поэтому они первые поселяются на каменных валунах, а уже после них появляются мхи и другие растения);

воздействие воды как растворителя и химического реагента.

Найдите в тексте и выпишите в тетрадь способы влияния живых организмов, приводящие к разрушению горных пород:

корневые системы растений;

бактерии-камнееды.

Такую работу можно организовать по группам (колонкам): каждый ученик в группе (или учащиеся одной колонки) пишут об одном из видов выветривания, делают рисунки, затем обме­ниваются информацией. На заключительном этапе урока школь­ники отвечают на вопросы: «Почему разрушаются горные поро­ды?» и «К чему приводит разрушение горных пород?». Учитель беседует с детьми о первопричине физических, химических и биологических воздействий на горные породы (о солнечной энергии). Рассказывает об образовании обломочных горных по­род и минерального компонента почвы, демонстрируя коллек­ции обломочных горных пород.

Закрепление материала

Изображение схемы 11 взаимодействия всех компонентов процесса выветривания горных пород.

Выполнение в рабочей тетради заданий 1—3 к уроку 57.

Домашнее задание

Изучить материал § 57 и записи в тетради.

Выполнить задание 4 к § 57 учебника.

Оборудование: коллекция обломочных горных пород; штатив;

кольцо; металлический шарик диаметром чуть меньше диаметра кольца спиртовки.


Схема 11

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.