logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: опираясь на знания учащихся, расширить их представления о почве как системе, ее роли в процессах на Земле.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся осознают, что почва — природная система, об­ладающая уникальным свойством — плодородием.

Школьники оценивают значение для жизни на планете почвы как ценности, которая создавалась в течение длительного геологического времени и занимает очень тонкий поверхност­ный слой Земли; убеждаются в ведущей роли живых организмов в образовании почвы и возможности истощения плодородия при неправильном природопользовании.

Ученики умеют определять различные виды почв, приво­дить примеры применяемых на практике агротехнических меро­приятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почв.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

причины разрушения горных пород;

физические, химические и биологические причины разру­шения горных пород и минералов;

результаты процесса разрушения горных пород.

Изучение нового материала

На первом этапе урока учитель формулирует ведущую идею урока: «Почва образует очень тонкий слой на поверхности Земли, но при этом она является величайшей ценностью, природным богатством, которое природа создавала очень длительное время (миллиарды лет) и которое (в равной степени с Солнцем) обеспе­чивает жизнь на планете». Далее, демонстрируя различные виды почв, рассказывает об их многообразии и просит детей подумать над вопросом: «Почему на нашей планете существуют разные типы почв?» Затем учащиеся читают текст § 58 и объясняют, по­чему в природе встречается множество разных типов почв. Далее школьники выписывают определение понятия «гумус».

На следующем этапе урока учитель предлагает школьникам исследовать состав почвы. С этой целью они выполняют практи­ческую работу «Исследование механического состава образца почвы». Учитель демонстрирует опыт по выявлению таких со­ставляющих почвы, как вода и воздух:

нагревание пробы почвы в пробирке — на ее стенках за­метны выделившиеся капельки воды;

погружение порции почвы в воду — заметно выделение пузырьков воздуха.

 


Схема 12

На следующем этапе урока педагог предлагает учащимся рас­смотреть почву с позиции системного подхода, найти доказа­тельства тезиса «Почва как система». Школьники, пользуясь планом характеристики систем, описывают почву как систему, составляют графическую схему взаимосвязей в данной системе, используя информацию о взаимовлиянии компонентов.

На заключительном этапе урока учитель обращает внимание детей на такое явление, как разрушение почв. Он рассказывает об этом процессе, приводит примеры фактов нерационального использования пахотных земель (постройка кольцевой автодоро­ги, гаражей и домов на бывших сельскохозяйственных полях). Важно побуждать учащихся к видению альтернативных способов решения городских проблем.

Закрепление материала

Чтение высказываний Карела Чапека и Марка Колтуна, приведенных в учебнике.

Известный чешский писатель Карел Чапек писал: «Человек в сущности не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчит­ся... и — самое большое — взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит себе под ноги, не по­хвалит: „Как прекрасна почва"».

М. Колтун писал: «Природа создала процессы, ведущие к не­уклонному возрастанию плодородия почвы, будто готовясь к тому времени, когда эта почва будет необходима людям».

Обсуждение ответов на вопросы: почему после этого урока мы вслед за автором можем повторить: «Как прекрасна почва!»? В чем «красота» почвы? Какие факты позволили автору (М. Кол­туну) сформулировать его высказывание?

Выполнение в рабочей тетради задания 1 к уроку 58.

Домашнее задание

Изучить материал § 58 и записи в тетради.

По окончании работы ученики составляют в тетради схему 12 «Состав почвы».

Подготовить ответы на вопросы 1—7 к § 58 учебника.

Оборудование: коллекция различных видов почв; стеклянный стакан с водой; подсушенный образец почвы; стеклянная палоч­ка; фарфоровая ступка с пестиком.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.