logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: обобщить знания учащихся о природных процес­сах, отражающих всеобщую взаимосвязь в природе.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают смысл термина «биогеохимические» как отражение всеобщих связей в природе (взаимопроникнове­ние веществ, физико-химическое выветривание горных пород, взаимодействие растений, животных и микроорганизмов); осо­знают важнейшую роль живого в биосферных процессах, в пре­образовании географической оболочки; имеют представление о биогеохимическом круговороте веществ и превращении энер­гии в биосфере.

Школьники убеждаются в том, что природа не знает гра­ниц, она едина и находится в непрерывном изменении, взаимо­действии компонентов.

3. Ученики умеют приводить примеры различных форм су­ществования химических элементов в природе, отражать это в творческих работах; способны предполагать, какие химические превращения могут привести к появлению другой формы суще­ствования химических элементов; иллюстрируют процессы био­геохимических превращений в различных формах (рисунки, ап­пликации, модели, подбор иллюстраций и т. д.).

Примерный ход урока

Проверка знаний:

многообразие химических элементов и формы их существо­вания;

что обозначает знак химического элемента;

что отражает химическая формула молекулы вещества;

смысл термина «уравнение химической реакции»;

как закон сохранения веществ отражается в уравнениях ре­акций.

Изучение нового материала

На первом этапе урока учитель предлагает ученикам провес­ти смысловой анализ слова «биогеохимический». Учащиеся вы­деляют в этом слове три корня — «био», «гео», «химический», определяют смысл каждой части слова: «био» — жизнь, живой; «гео» — земля; «химический» — превращения веществ в ходе хи­мических реакций. Таким образом становится понятным об­щий смысл термина «биогеохимический»: взаимосвязь через хи­мические превращения биологических систем и горных пород земной коры. Педагог обращает внимание школьников на то, что химические превращения — это изменение форм существо­вания химических элементов; иллюстрирует это положение рас­сказом о двух противоположных процессах — фотосинтезе и ды­хании.

Далее учитель предлагает детям изучить схему и определить, на каких этапах происходят геохимические, а на каких биохими­ческие процессы, отметить, какие конкретные процессы проис­ходят:

фотосинтез — биохимический;

дыхание живых организмов — биохимический;

разрушение горных пород выделениями растений — геохими­ческий;

усвоение растениями минерального почвенного раствора — биохимический и т. д.

Закрепление материала

При помощи цветных моделей с изображением символов химических элементов «оживить» схему всеобщих взаимосвязей природных компонентов (таким образом можно проследить путь элемента-«путешественника» по всей цепочке).

Выполнение в рабочей тетради задания 1 к уроку 62.

Домашнее задание

Изучить материал § 62 и записи в тетради.

Оборудование: цветные модели-аппликации; рисунки, табли­цы, иллюстрирующие природные процессы.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.