logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: расширить представления учащихся о компонен­тах Солнечной системы, о взаимосвязях между ними.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают смысл термина «Солнечная систе­ма»; имеют общее представление о гипотезах возникновения Солнечной системы; о размере, положении Солнца и радиохи­мическом процессе излучения энергии, о солнечной активности и ее влиянии на жизнь планеты Земля.

Школьники убеждаются в системной организации приро­ды на всех уровнях и оценивают значение элементов системного мышления как способа познания окружающего мира.

Ученики умеют использовать сведения о звездном небе для ориентирования, приводить примеры компонентов Солнеч­ной системы.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

об истории изучения человечеством космоса;

о первоначальных представлениях людей о космосе;

о современных исследованиях космоса;

о значении изучения космоса для жизни человека на нашей планете.

Изучение нового материала

На первом этапе урока учитель формулирует проблемный вопрос: «Почему Солнечная система так называется?» Затем, выслушав и обобщив ответы учеников, переходит к подробной характеристике Солнечной системы как таковой. С этой целью учащимся предлагается вспомнить основные характеристики си­стем. После этого они отвечают на следующие вопросы.

А. Компоненты Солнечной системы:

Солнце как звезда. Что такое звезды и какими они быва­ют? Какие процессы происходят на Солнце? Почему оно излу­чает свет и тепло?

Какие космические тела называются планетами, какие планеты входят в Солнечную систему?

Астероиды, метеориты и кометы — какие они?

Б. Взаимосвязи между компонентами Солнечной системы:

Как Солнце влияет на планеты системы?

Как планеты взаимодействуют между собой и с Солнцем (вращаются по определенным орбитам, на определенном рассто­янии от Солнца вокруг собственной оси, которая расположена под определенным углом к орбите движения вокруг Солнца. Все эти особенности отражают физические и математические зако­номерности. Зная их, люди смогли, например, открыть планету Нептун и построить космические корабли)?

Движение астероидов, метеоритов и комет в Солнечной системе, их взаимодействие с планетами.

Методический совет

К этому уроку учащиеся заранее могут подготовить сообще­ния об особенностях Солнечной системы, а на уроке они могут быть представлены в форме мини-докладов. Еще один вариант такого урока — проведение игры, в которой каждый учащийся исполняет роль того или иного компонента системы, рассказы­вая о себе от имени своего героя и показывая в движении вза­имодействия с другими компонентами системы.

По окончании работы учащиеся записывают краткие харак­теристики Солнечной системы в тетрадь по плану: название сис­темы; компоненты; взаимосвязи.

На последнем этапе изучения нового материала учитель зна­комит учеников с гипотезами образования Солнечной сис­темы.

Закрепление материала

Изображение схемы взаимосвязей компонентов Солнечной системы: Солнце — планеты — спутники планет — другие кос­мические тела.

Выполнение в рабочей тетради заданий 2, 3 к уроку 64.

Домашнее задание

Изучить материал § 64 и записи в тетради.

Сконструировать модель Солнечной системы (можно ис­пользовать пластилин и другие материалы).

Оборудование: таблицы (по курсу астрономии) «Строение Солнечной системы», «Гипотезы образования системы», «Строе­ние Солнца»; портреты ученых-первооткрывателей космических законов (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бру­но, Тихо Браге, Иоганн Кеплер) и дополнительный материал об их деятельности.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.