logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Оборудование:цветные модели-аппликации с изображением знаков химических элементов для работы со схемой; иллюстра­ции природных процессов круговоротов веществ и химических элементов в природе (круговорот воды, кислорода, углерода, азота и т. д.).

Цель урока: опираясь на знания химических элементов и их свойств, дать общие представления о химических формулах ве­ществ, правильном чтении их и понимании их смысла как отра­жения элементного состава вещества; расширить представления школьников о химических реакциях и законе сохранения веще­ства.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся понимают, что обозначает знак (символ) хими­ческого элемента; смысл химического уравнения как краткого описания химических превращений с использованием формул веществ и с учетом закона сохранения веществ; что отражает хи­мическая формула вещества.

Школьники убеждаются в том, что свойства вещества за­висят от качественного и количественного состава его молекулы; осознают взаимосвязь между строением и свойствами химиче­ских элементов и веществ; что все в природе подчиняется всеоб­щим физическим законам и математическим закономерностям.

3. Ученики могут составлять формулы веществ, пользуясь адаптированным понятием валентности; умеют читать и по­нимать формулы на примерах наиболее распространенных ве­ществ.

Примерный ход урока

Проверка знаний:

понимание смысла терминов «химический элемент», «поч­венное, или минеральное, питание растений»;

опыты, доказывающие роль почвы в питании растений.

Изучение нового материала

В начале урока учитель напоминает ученикам, что в природе химические элементы могут существовать в различных формах, т. е. входить в состав различных веществ. Например, железо как простое вещество — это кусочек металла, оксид железа — ржав­чина, а также входит в состав органических веществ (содержится в яблоке, в гемоглобине крови человека, в природных минера­лах — гематите, в природных минеральных водах, в некоторых лекарственных препаратах — гематогене).

Затем педагог знакомит учеников с многообразием химиче­ских элементов и их символикой, рассказывает об истории от­крытия некоторых химических элементов, об истории появления их названий, демонстрирует периодическую таблицу химических элементов Д. И. Менделеева, предлагает изучить таблицу в § 61 учебника.

На следующем этапе урока обсуждается вопрос: «Что выра­жает химическая формула молекулы вещества?» Учитель предла­гает ученикам, используя таблицу в учебнике, прочитать форму­лы молекул веществ и объяснить их смысл. Далее демонстрирует различные вещества (например, оксиды), в состав молекул кото­рых входит один или несколько атомов кислорода. Итогом про­деланной работы может стать запись вывода в тетради: «Форму­ла вещества отражает: качественный состав вещества (из каких химических элементов состоит), количественный состав (сколь­ко атомов каждого химического элемента входит в состав дан­ной молекулы вещества)».

Далее учитель рассказывает о том, как следует составлять формулы молекул веществ, объясняет, что для их составления необходимо знать такое свойство химических элементов, как способность образовывать химические связи с другими химиче­скими элементами. Количество этих связей называют валентно­стью элемента. Можно представить, что валентность — это ко­личество «ручек» у химического элемента, при помощи которых он может «подружиться» с другим элементом. Зная число «ру­чек», т. е. валентность, можно легко составить формулы, кото­рые будут очень похожи на структурные формулы молекул ве­ществ. Например, можно предложить составить формулу оксида углерода СО2. Затем ученики упражняются в составлении фор­мул различных веществ.

На заключительном этапе урока учитель обсуждает с учащи­мися вопрос о значении химических уравнений как способа описания химических превращений, о том, какую информацию можно получить, читая уравнение химической реакции. Предла­гает школьникам прочитать текст § 61 учебника и записать вы­вод в тетрадь: «Уравнения химических реакций отражают: каче­ственные изменения веществ и количественное равенство ато­мов химических элементов до и после реакции (смысл слова „уравнение")».

Закрепление материала

Проведение игры, в которой каждый ученик будет выпол­нять роль какого-либо элемента с заданной валентностью и ему необходимо будет подружиться с другим элементом.

Изображение схемы питания растений, в которой названия химических элементов заменяются их символами.

Оформление записи с использованием химической симво­лики уже известных учащимся уравнений реакций: фотосинтеза; получения оксида магния, оксида железа и др.

Выполнение в рабочей тетради заданий 1—4 к уроку 61.

Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.