logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Орфография в стихах

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.


Проверка безударной гласной в корне слова
Если буква гласная
Вызвала сомненье,
Ты её немедленно
Поставь под  ударение.


***
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!


***
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!

Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лёд - на льды,
Будешь грамотным и ты.


***
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? Нет грядок.
А тетрадка? - Нет тетрадок.
Зубки! Изменили - зубы.
Шубки! Проверяем - шубы.


***
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих...
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы - плод,
Проверяем - плоды,
Говорим мы - сад,
Проверяем - сады.


***
“Дуб” ли, “год” ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год – года
Пишем букву д тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба будет ходить.
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.


Непроизносимые согласные

Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.


***
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно вам...
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелесТно
Букву Т писать умесТно.


***
И ужасно, и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно станет – загрустить.
Поздно – значит опоздать;
Здравствуй – здравия желать.

Буквы И, У, А после шипящих


***
Буквы И, У, А ты, дружок, пиши всегда
После всех шипящих букв:
После Ж и после Щ, после Ч и после Ш.
Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с Ю, как имя Юра.

Разделительный мягкий знак
***
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи,жильё, ручьи,
Вьюга, перья и семья.


Употребление Ь на конце существительных после шипящих
***
В женском роде пишем смело Ь –
Вперед за дело.
Не забудь о том, что рожь,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят Ь всегда.
Но вот луч, и еж, и врач
Иных требуют задач.
Ь здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь прибережем.
Мы напишем: “Из – за туч выглянул последний луч.
Помощь вовремя пришла,
Молодежь плясать пошла”.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
***
Хищный, мощный и кончать
Ь нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь не пишешь ты.
Но болельщик, вскользь, возьмем
Ь опять вернем

Разделительный твёрдый знак
***
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье

Чередование И-Е в корнях
***
Если после корня - А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
"Ноги вытер? Вытирай!"


Чередование А-О в корнях
***
Под удареньем пишем гар, - 
Без ударенья - гор
К примеру: загОрел, загАр.
Наоборот: зар - зор.


*** 

Собирать, стирать, задира

Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.


Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Правописание НЕ с глаголами
Всякий школьник это знает:
НЕ глаголов избегает.
Вы запомните, друзья,
Слитно их писать нельзя.

 

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.


***
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки
не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(из-за, из-под)
Автор:Анатолий Дядченко


***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.


***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.

Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

***

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,

А еще дышать, смотреть!

Раздельное написание предлогов с другими словами

Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке бродит волк
По, понятно вам, предлог.
Прокрадется он в село –
Про – приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.
Из – под дома,
Из – за туч –
Черточку не позабудь.

Правописание заглавной буквы
Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей -
Всё с заглавной буквы
Ты пиши скорей.

Стихотворения о падежах

Есть шесть братьев падежей

Нет на свете их дружней.

Согласованно живут

И порядок стерегут.

Именительный падеж

Самый главный он из всех.

На вопросы кто? что? отвечает

Подлежащим в предложении бывает.

А теперь падеж родительный,

Он не менее значительный.

Нет кого? чего? – волнуется

И с предлогом в рифму согласуется.

(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после)

Дательный падеж – добряк,

Всё стремится делать так:

Дать кому? чему? Быстрей –

Пок а – предлогов нет дружней!

Винительный падеж всегда любуется,

Вижу что? кого? волнуется,

Через, в и на, за, про –

С предлогом согласуется легко.

Творительный падеж вещает,

Гордиться кем? И чем? решает.

Предлоги: между, с и над, за, под

Со словами дружбу бережёт.

Предложный вам сулит успех,

О ком? О чём? Он думает о всех.

Предлоги он свои не забывает,

При, в, об, о, на - он громко восклицает.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ

Чтоб проверить безударный,
Надо слово изменить,
Ударение поставить,
Точно звук звучать заставить.

Будут близкими слова.
С ударением в слогах,
Зимовать-проверим-зимы,
Зимний тоже подойдёт,
Речка, реки и речной.
Побегут вслед за рекой.
Ставь всегда без промедления

Нужный слог под ударение.
Подбирать учись слова
Для проверки ты всегда,
И не сделаешь ошибок
В данном слове никогда.

 

ТЕМА: Изменение глаголов по временам

Урок сегодня новый,
Глаголы изучаем,
И правило сегодня
Мы новое узнаем
Что делать? Как тут быть?
Не хочется незнающим
среди ребят прослыть.
И мы опять работаем,
Читаем, объясняем,
Пишем, смотрим, сравниваем.
И… запоминаем.

А в конце урока
Мы подведём итог:
Что сделали? Что делаем?
Что будем делать впрок?
И время настоящее
в прошедшее уйдёт
И в будущее снова всех нас поведёт.

 

ТЕМА: Правописание корня в однокоренных словах

СНЕГ

Снег кружится над землёй
Снежный берег, снежный дом,
Миллион снежинок
Собрались в перину.

Снеговик детвора
Быстро лепит у двора.
А снежок всё идёт
И никак не устаёт.

 

ТЕМА: Обозначение мягких согласных буквами Е, Ё, Ю, И, Я

Узнавать нас очень просто
Перепутать нелегко
Тем, кто видит нас пред гласной
Я, Е, Ю, И, просто Ё.

Вы, конечно, угадали.
Мы согласие вам дали.
Мы согласны, что согласный
Будет мягкий, если гласный
Я, Е, Ю, И, просто. Е

За согласным вслед идёт.
Ну, а твёрдые, твердите,
Только твердостью тверды.

Твёрдый звук покажет. О,
Буква Ы и буква У,
Э и А всегда при нём,
Хоть за горы мы пойдём.

 

ТЕМА: Правописание суффиксов -очк -, -еньк-

Деточки: Светочки,
Оленьки, Поленьки,
Юрочки, Нюрочки,
Сашеньки, Машеньки -
Ласково мамы всех называют,
Весёлый венок из имён сплетают.
Все имена вы в тетрадь запишите
И важные суффиксы в них укажите.

 

ЗАГАДКА:

Что за дивная игрушка.
Эта странная избушка?
Без окошек и дверей,
Даже стенок нет у ней,
Только крыша да углы,
Ровно выстланы полы.
Всех пернатых приглашает.
И от голода спасает.  (Кормушка)

- Из каких слов можно составить ряд?

- По какому признаку?

Кормушка, игрушка, избушка.

 

ТЕМА: Перенос слов

Слоги, слоги, слоги, слоги
Побежали по дороге.. .
Вот канава впереди,
Как здесь прыгнуть, погляди.

Буквы в слове оглянулись
Как же быть?
И тут вернулись!
Надо в слоги становиться,
Только слогом норовить
Проскочить через канаву.

И чтоб буква не осталась,
Чтоб она не оторвалась
И вперёд не убежала
За канаву вдруг одна.

Только слоги не спешите
И разумно поступите:
Слогами всегда шагайте,
Прыгайте и убегайте.

Вам не скучно будет вместе
Проживать на новом месте.

 

ЧАСТИ СЛОВА

Как хорошо их в слове знать,
Как хорошо их узнавать,
А также правильно писать,
Как будто семечки щелкать.

Сначала находим окончание,
Но это не конец всем стараниям.
А потом отыщем корень:
Мы и здесь не знаем горя.

Без труда приставка объявится,
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!

Он за корнем только становится
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.

И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично!

 

ТЕМА: Имя существительное

ОХОТА

Однажды в студёную зимнюю пору,
А может осенним деньком,
Охотник собрался с ружьём на охоту
Чтоб радость доставить тебе вечерком.

Вот белка по веткам летает проворно,
И хвост её огненный пляшет всегда…
Вот здесь наш охотник прицелился ловко,
И… щелкнул прицел объектива слегка.

Стрелял он и в белку, и в зайца пушистого,
И в волка, и в лисоньку ту золотистую,
В медведя колымского,
Оленя ветвистого,
В евражку и в дятла,
В кедровку на лиственнице.

Спешите быстрей,
Напишите скорей,
Кого же охотник убить не сумел?

 

МЯГКИЙ ЗНАК

 

ТЕМА: Правописание “ь” знака на конце существительных женского рода после шипящих.

Я – умная буква
И знаю, когда
Должна я писаться у слова всегда.
Но крепко дружу я и с теми словами,
Где слышится шум
И шипенье с жужжанием.

Но только всегда ли должна я писаться?
Об этом вы сами подумайте, братцы!
Я помогу вам, а вы догадайтесь
И чистосердечно мне в этом признайтесь…
Кто же успел уже догадаться,
Где я пишусь, и, где, не должна я встречаться.

ТЕМА: Парные согласные в корне слова.

Их ты встретишь в ленте букв.
Они там парами идут.
Ну а в слове по одной строго замечаем.
Звонкий слышим в них, глухой –
Мы это отмечаем.

Но писать их, верно сможем,
Правило узная.
В охапку шапку прихватив
Варежки с носками
Сапожки для Сережки,
Клюшку для Андрюшки.

И ну скорее все на пруд,
Где нас веселье, игры ждут.
Давайте будем помогать,
Где нашим буквам лучше встать?
Вы правило скажите,
Примеры приведите.

СКАЗКА О ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ТЕМА: Члены предложения

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Им дадим мы важное задание,
За что получат они особое признание.
Например, дополнять сказуемое,
Если действие будет непредсказуемое.
Если как, почему и зачем
Нужно действовать в данный момент.
Дополнение требуется здесь,
И это обязательно надо учесть.
И без определения нам быть нельзя,
Как не старайся, всё будет зря,
Если знаешь, отныне какой
Будет порядок у слов непростой.
Так решались доказательно
Все вопросы обстоятельно.
Обстоятельства заставили,
Быстро по местам расставили.
Все слова на место встали
И значения приняли.
Каждый будет потому
Отвечать за роль свою.

 

СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ

ТЕМА: Парные согласные на конце слова

(Фрагмент урока)

- А теперь послушайте сказку. О чем она?
Как она называется? Кто её написал?
Жили- были старик со старухой
У самого синего моря.
… Закинул как-то старик невод,
Пришел невод с рыбкой,
С непростой рыбкой, золотою.
И молвила рыбка человеческим голосом:
- Не губи меня, старче,
Отпусти меня в море,
Сослужу я тебе службу,
Выполню любую твою просьбу…
Поведал старик о такой небылице старухе.
Взбесилась старуха:
- Дурачина ты, простофиля,
Попроси у рыбки то…

(И думаете, что она у рыбки попросила?)

1. Без чего желуди не растут? (Без дуба)

2. Пусть отгадает то, без чего хлеб не родится. (Без колоса)

3. Пусть пошлет то, без чего растения летом засыхают. (Без дождя)

4. Выпроси у рыбки то, без чего люди за стол не садятся. (Без хлеба)

5. Пусть в моей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

Старуха: Рыбка должна выполнить мои пожелания при одном условии: в словах-отгадках должны быть парные согласные на конце слова.

Учитель: Поможем рыбке? Многое зависит от нас с вами. Запишите слова так, чтобы отвечали на вопрос Что?

 

ЗАГАДКИ

ТЕМА: Правописание “ь” знака на конце существительных после шипящих

1. Живу я в норке, в поле,
Таскаю колоски.
А вот зимой приходится
Спасаться от лисы. (Мышь)

2. Он хорош и в дождь, и в бурю,
И от ветра он спасет.
Очень нужен в сырую погоду
Большому и маленькому народу. (Плащ)

3. На пушистых лапках
Она пришла на землю,
Укрыла черной шалью
И в звёздах запестрела.
Бесшумно опустилась
На мягкие подушки
И зашептала ласково
Сказочки на ушки.  (Ночь)

4. Мы построили его
У леса на опушке.
И в жаркий день,
И в сильный дождь
Он встретит нас радушно.  (Шалаш)

5. Она есть в каждом доме,
Без нее не обойтись нам никогда,
Потому что вкусную пищу
Помогает готовить она. (Печь)

6. Колосится золотая
В поле, у дороги,
Солнышком залитая,
Дождиком умытая,
Статная красавица
На всю землю славится.  (Рожь)

Задание:

1. Отгадать загадки, записать отгадки.

2. Объяснить написание Ь-знака на конце существительных после шипящих.

 

Кто по лесу пробежал,
Поиграл ветвями?
Он нисколько не устал,
Испятнал поляну. (Заяц)

Она хвостом своим метет
Дороги и тропинки,
А если курицу крадёт,
Оставит лишь перинки. (Лиса)

Он любит мёд, пчел не боится,
Любитель всех лесных трущоб.
Поляна ягодная снится
Зимой средь крепких холодов. (Медведь)

Он роет землю,
День не видит,
В трудах и день и ночь всегда.
Трудягой люди называют,
В пример поставят иногда. (Крот)

Жи и Ши -
Ты не спеши,
С буквой И всегда пиши.
Ча и Ща,
Встречай, прощай—
С буквой А не забывай
Чу и Щу,
Лечу, кричу,
Словно ветер, заверчу.

*   *   *

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.


Проверка безударной гласной в корне слова


Если буква гласная
Вызвала сомненье,
Ты её немедленно
Поставь под  ударение.


***
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!


***
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!

Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лёд - на льды,
Будешь грамотным и ты.


***
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? Нет грядок.
А тетрадка? - Нет тетрадок.
Зубки! Изменили - зубы.
Шубки! Проверяем - шубы.


***
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих...
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы - плод,
Проверяем - плоды,
Говорим мы - сад,
Проверяем - сады.


***
“Дуб” ли, “год” ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год – года
Пишем букву д тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба будет ходить.
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.


Непроизносимые согласные

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.


***
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно вам...
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелесТно
Букву Т писать умесТно.


***
И ужасно, и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно станет – загрустить.
Поздно – значит опоздать;
Здравствуй – здравия желать.

Буквы И, У, А после шипящих


***
Буквы И, У, А ты, дружок, пиши всегда
После всех шипящих букв:
После Ж и после Щ, после Ч и после Ш.
Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с Ю, как имя Юра.

Разделительный мягкий знак
***
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи,жильё, ручьи,
Вьюга, перья и семья.


Употребление Ь на конце существительных после шипящих
***
В женском роде пишем смело Ь –
Вперед за дело.
Не забудь о том, что рожь,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят Ь всегда.
Но вот луч, и еж, и врач
Иных требуют задач.
Ь здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь прибережем.
Мы напишем: “Из – за туч выглянул последний луч.
Помощь вовремя пришла,
Молодежь плясать пошла”.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
***
Хищный, мощный и кончать
Ь нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь не пишешь ты.
Но болельщик, вскользь, возьмем
Ь опять вернем

Разделительный твёрдый знак
***
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье

Чередование И-Е в корнях
***
Если после корня - А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
"Ноги вытер? Вытирай!"

 


  
ПРЕДЛОГИ

Только врозь

Однокашник мой в тревоге:
– Как же пишутся предлоги –
То ли вместе, то ли врозь?
И рукой махнул: «Авось!».
Не придал дружок значенья
А ведь скоро изложенье…
Просветить тебя, друг, рад.
– Ты предлоги по, вне, над
Со словами врозь пиши.
Против правил не греши.
Заявляю наотрез:
В, на, за, с, через, чрез,
Из, под, от, при, со, у, да

Будь внимателен всегда –
Начертай от слов отдельно.
Заучи все не бесцельно!

 

СОЮЗЫ

Непременно отдельно

Или, либо, но, и, да,
А, зато, ни-ни
– союзы.
Со словами врозь всегда
Их пишите, карапузы!

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
 
 

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.