 Использование мультимедийных презентаций на
уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В
данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание
собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных
возможностей PowerPoint.
На этапе разработки урока с использованием
мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
1.
Психологические особенности учащихся
данного класса.
2.
Цели и результаты обучения.
3.
Структуру познавательного пространства.
4.
Местоположение учащихся.
5.
Выбор наиболее эффективных элементов
компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
6.
Цветовую гамму оформления учебного
материала.
При работе с мультимедийными презентациями на
уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности
восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана.
Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности,
т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения.
Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
При создании слайдов необходимо учесть ряд
основных требований:
1.
Слайд должен содержать минимально
возможное количество слов.
2.
Для надписей и заголовков следует
употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.
Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
3.
Предпочтительнее выносить на слайд
предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в
тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
4.
Размер букв, цифр, знаков, их
контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего
ряда парт.
5.
Заливка фона, букв, линий
предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и
утомление глаз.
6.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие
иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно
заполнять все экранное поле.
7.
Нельзя перегружать слайды зрительной
информацией.
8.
На просмотр одного слайда следует
отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли
сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность
действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат,
сделать записи в рабочие тетради.
9.
Звуковое сопровождение слайдов не
должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Для обеспечения эффективности учебного процесса
необходимо:
1.
Избегать монотонности, учитывать смену
деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение.
2.
Ориентироваться на развитие
мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности,
ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения,
воображения и т.п.
3.
Дать возможность успешно работать на
уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым
учащимся.
4.
Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной,
кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что
введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Сформулируем
несколько основных принципов организации урока информатики для младших
школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной
деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока [5].
1.
Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе
обучения. Для детей 5-10 лет игра преобладает над другими видами деятельности.
Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки
непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание
дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.
2.
Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий,
использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста
активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо
использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной
задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое
обеспечение уроков.
3.
Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером.
Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а
самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами
дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание
возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.
Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на
которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером —
основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к
новой более сложной учебно-познавательной деятельности.
4.
Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства
мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими
средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит
ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того,
средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки
игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
5.
Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной
мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и
развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко
многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает
даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6.
Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках
информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет
эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать
дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи,
формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину
мира.
Активизация
учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом
информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование
компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования
образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере
реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь
равные с информатикой шансы стать любимым детьми.
Таким
образом, перечисленные принципы организации уроков информатики в начальной
школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства
учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному,
осознанному овладению знаниями.
Учитывая все особенности организации уроков
информатики нами был разработан урок с использованием мультимедийных
презентаций направленный на развитие познавательной активности. Презентацию
можно использовать при объяснении темы симметричные фигуры и оси симметрии во 2
классе. |