Главная
Регистрация
Вход
Понедельник, 11.12.2017, 12:17

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа


  
Главная » 2011 » Сентябрь » 20 » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
23:03
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В условиях смены парадигмы образования, внедрения средств информационных технологий в учреждения образования педагог в полной мере должен владеть компьютерными средствами обучения, что позволяет моделировать и конструировать собственные программные продукты учебного назначения. Небывалая подвижность и изменчивость технологий, видов и способов профессиональной деятельности, служебных функций предъявляют принципиально новые требования к характеру и содержанию квалификации работника, где немаловажную роль играет учет основных дидактических требований к разрабатываемым программным продуктам.

Тот факт, что помощником учителя в оптимизации обучения являются средства информационно-коммуникационных технологий, уже никого не удивляет. В практику работы учреждений образования прочно вошло применение информационных технологий в учебно-воспитательной работе и управленческой деятельности. Об этом свидетельствует и проводимая уже 2 год в Минском городском государственном институте повышения квалификации и переподготовки кадров образования городская выставка программных продуктов, разработанных в учреждениях образования города «Информационные технологии в системе столичного образования».

Связано это с увеличением интереса педагогов к созданию собственных программных продуктов, улучшением материально-технической базы учреждений образования, что позволяет проводить уроки с использованием средств информационно-коммуникационных технологий не только в кабинете информатики. Однако одной из насущных проблем разрабатываемых программных продуктов учителями, учащимися является качество этих продуктов не только с точки зрения технической и технологической, но и педагогической.

С точки зрения дидактики ни одно, даже самое совершенное, средство обучения не может обеспечить всех задач обучения. Для каждого из средств должна быть определена своя педагогическая ниша, обеспечивающая его органическое взаимодействие с другими учебными средствами на уроке. Некоторые педагоги, увлекшись новыми технологиями, подчас забывают, что целью применения компьютера на уроке является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности и развитию мышления учащихся. В комплексе средств обучения компьютер выполняет системообразующую роль.

В целом психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует деятельностный, личностно- ориентированный подход, где основное внимание уделяется интерактивной деятельности.

Загвязинский В. И. выделяет следующие классические противоречия традиционного процесса обучения:

  • активность преподавателя и пассивность ученика;
  • учебная программа рассчитана на среднего ученика;
  • недостаток индивидуального подхода к личности ученика;
  • информация представлена в абстрактно-логической форме;
  • ограниченность во времени и т.д.

Среди особенностей обучения с применением ИТ наиболее значимыми являются:

  • активная позиция учащегося;
  • переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
  • интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, словари, энциклопедии) и образовательными сообществами (учителя, консультанты, партнеры);
  • информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИТ;
  • «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения. (Чуксина Е. Р.)

В зарубежной литературе отмечается, что попытки внедрения компьютера основываются на концепции образования, основной Целью которого является накопление знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций в условиях индустриального производства. В настоящее время общество находится на этапе перехода к информационным технологиям производства и старая концепция образования уже не соответствует его требованиям.

Один из американских исследователей П. Нортон отмечает, что природа средств передачи информации (устная речь, книги, кино, радио, телевидение, ЭВМ) вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления.

Так, печатный текст, являвшийся на протяжении веков основным источником информации, строится на принципах абстрагирования содержания от действительности и в большинстве языков организуется фраза за фразой в порядке чтения слева направо, что формирует способы мышления по структуре в чем-то сходные со структурой печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, предметность, иерархичность, рациональность.

Другие средства коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение - имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печатного текста. Буквы и звуки не направляют ход мыслей слушателя от А к Б и далее к В с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, ориентируют на образность, эмоциональность, внерациональность.

Электронная среда в еще большей мере способна формировать такие характеристики, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики способствуют созданию условий для творческого учебного познания. Создаются возможности воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способы соединения далеких на первый взгляд вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей.

Компьютер, как подчеркивает П. Нортон, является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, однако нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий лишь набором заученных фактов и навыков.

Усвоение школьниками навыков и умений должно осуществляться на основе деятельного подхода, за рамками чисто практических задач, считая своей специальной целью активизацию познавательной деятельности, что, в конечном итоге, способствовало бы развитию ценных личностных качеств учащихся.

Информационные технологии относятся к средствам организации учебной деятельности, где они могут выполнять роль стимулов познавательных интересов обучающегося. Поскольку познавательный интерес составляет главный стержень активизации познавательной деятельности, то его стимуляция воздействует и на саму познавательную деятельность.

Г. И. Щукина выделяет три фактора стимулов:

-    содержание учебного материала;

-    организация учебной деятельности школьника;

-    межличностные отношения, которые формируют психологический климат на уроке.

Каждый из названных факторов функционирует в учебном процессе не изолированно, а во взаимодействии с другими.

При выборе ППС для реализации различных учебных задач не¬обходимо учитывать их тип и структуру. Известно, что структура ППС зависит от его назначения. Так, основной функцией обучаю¬щей программы является обучение, контролирующей - контроль.

Классификация ППС по цели использования:

1.   Обучающие программы - обеспечивают пошаговое получение по заранее разработанному автором программы сценарию новой учебной информации с учетом в той или иной степени индивидуальных особенностей обучаемого.

2.   Тренировочные программы - реализуют повторение ранее полученных знаний, получение и закрепление умений и навыков в решении задач.

3.   Контролирующие программы - диагностируют, проверяют и оценивают знания, способности и умения обучаемого.

4.   Информационно-поисковые, справочные системы, базы данных и знаний - обеспечивают хранение и представление информации в соответствии с требованиями обучаемого.

5.   Имитирующие, моделирующие и демонстрационные программы - представляют какой-то аспект действительности посредством реализации в компьютере некоторой его модели для изучения основных свойств этой действительности.

6. Микромиры — аналогичны моделирующим и имитирующим программам, но не для представления действительности, а для представления вымышленных учебных сред.

7.   Игровые программы с дидактическим содержанием — развивают логическое мышление, внимание, скорость реакции.

8.   Инструментальные системы - обеспечивают выполнение конкретных действий по обработке информации (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, математические пакеты, системы программирования и др.).

Использование информационных технологий обеспечит необходимый педагогический эффект при условии соблюдения следующих дидактических требований выделенных С. П. Новиковым:

  • информация, получаемая с помощью ИТ, соответствует современным научным представлениям;
  • по уровню сложности и объему она доступна учащимся для понимания;
  • учебная информация, получаемая с помощью ИТ, согласуется с базовым учебником по конкретному предмету;
  • ИТ применяются в той учебной аудитории, где проходят учебные занятия, а их применение диктуется логикой и методикой изложения учебного материала.

Вместе с тем, как показывает обзор научно-методической литературы, многие авторы сходятся на мнении, что наибольший дидактический эффект от применения ИКТ достигается при комплексном их применении.

Исследования в области информатизации образования Бранов-ского Ю. С, Алексеева Н., Семёнова И., Швырева В., Ваграменко Я. А., Галкиной А. И., Ершова А. П., Роберт И. В., Кваша Б. Ф., Трофимова А. Б. и др., а также опыт использования средств информационных технологий в системе образования показывают, что процесс управления познавательными операциями, методы, средства, формы обучения и контроль за результатами осуществляются в новых дидактических условиях и приобретают новые структуры, функции, исполнение, трудоемкость, психолого-педагогические

характеристики.

Роберт И.В. отмечает, что применение педагогических программных средств в учебном процессе позволяет:

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • расширить возможности контроля с обратной связью и диагностикой; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
  • осуществлять самоподготовку и тренаж;
  • улучшать наглядность;
  • моделировать реальные процессы;
  • усиливать мотивацию обучения.
  • Гершунский Б. С. отмечает следующие психолого-педагогические требования к педагогическим программным средствам:
  • обеспечение доступности обучения для обучаемых с различным уровнем подготовки;

возможность адаптации программ к индивидуальным возможностям обучаемого, его способности воспринять предложенный учебный материал;

обеспечение наглядности обучения;

  • обеспечение простоты пользования программой и наличие эффективного интерфейса.

Из сказанного выше видно, что, приступая к разработке собственного программного продукта учитель должен четко себе представлять какое педагогическое воздействие будет оказано на учащегося в результате применения данного продукта, каков «коэффициент полезного действия» данного продукта, может, стоит обойтись более простыми, но не менее эффективными дидактическими средствами.

Анализ педагогической практики использования программных средств учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественных (с педагогической точки зрения) компьютерных программ являются, во-первых, частичное, а порой и полное игнорирование дидактических принципов обучения при их разработке и, во-вторых, неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию обучения, использующую компьютер. Судя по всему, одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению с использованием возможностей современных ПЭВМ, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями.

Под дидактическими принципами понимаются исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых.

Среди дидактических принципов использования программных продуктов исследователи говорят о том, что на современном этапе развития педагогики школы, речь должна идти не о замене традиционных дидактических принципов на новые, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно.

Кратко раскроем содержание каждого из них.

1.      Принцип соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения является ведущим по отношению ко всем другим принципам, входящим в рассматриваемую группу. Он определяет первооснову, на которой должен строиться дидактический процесс, так как указывает на необходимость организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с ее объективными закономерностями — специфическими связями, устойчивыми зависимостями между преподаванием, учением и содержанием образования.

Не соблюдение указанного принципа лишает учителя его главного ориентира в собственной конструктивной деятельности, которая состоит в том, чтобы применение ИТО обеспечивало протекание дидактического процесса в соответствии с закономерностями учения и позволяло таким путем достигать гарантированных целей обучения.

Главная суть проявления закономерностей учения состоит в поэтапном овладении обучаемыми научным содержанием учебной дисциплины, носителем которой является программный продукт. Учитель должен помнить, что цель обучения при использовании программных продуктов должна достигаться поэтапно, путем решения ряда частных дидактических задач.

2.      Принцип ведущей роли теоретических знаний указывает на целесообразность такой организации дидактического процесса с применением программных продуктов, при которой изучение достаточно крупной смысловой дозы учебного материала, например темы, проходит дозировано, чтобы на первых его этапах обучаемые получили представление о теоретическом содержании темы в целом, затем на промежуточных этапах усвоили отдельные виды содержания каждого учебного вопроса, а на заключительных этапах довели изучение всей темы, всех видов ее содержания до требуемого уровня усвоения.

3.      Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения отражает реально существующие закономерные связи между всеми указанными в его названии функциями обучения.

4.      Принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению отражает закономерную связь между успешностью их учебно-познавательной деятельности и возбуждением интереса к ней. Он указывает на необходимость непрерывного побуждения к овладению содержанием обучения. Соблюдение этого принципа является одним из важнейших условий эффективного применения программного продукта. Он предписывает рассматривать учение как процесс проявления активности субъекта.

В центр внимания здесь ставится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, что соответствует личностно-ориентированной модели обучения.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы инициировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся вначале изучения каждой смысловой части изучаемого материала и непрерывно поддерживать ее в ходе всего дидактического процесса.

5.      Принцип проблемности отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта творческой деятельности, а также творческому усвоению знаний и способов деятельности. Сущность закономерности состоит в том, что овладение опытом как одним из видов содержания обучения и творческого усвоения невозможно без включения субъекта в решение специально разработанной системы проблем и проблемных задач, позволяющих создавать проблемные ситуации, требующие от обучаемого творческой деятельности на доступном ему уровне.

Этот принцип требует от преподавателя при проектировании ИТО изначально инициировать создание проблемных ситуаций и тем самым активизировать (интенсифицировать) учение, придавая ему черты творческой, поисковой деятельности.

Автор: Минич О. А.

Просмотров: 2264 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru