Главная
Регистрация
Вход
Вторник, 22.08.2017, 10:14

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа


  
Главная » 2011 » Ноябрь » 16 » Использование современных технологий в работе с детьми с дислексией
11:31
Использование современных технологий в работе с детьми с дислексией
Почти 70% учащихся, по подсчётом экспертов, не могут грамотно и понятно читать и писать. При том, что умственное развитие у них в норме. Дислексия и дисграфия - отклонения, которые раньше считались психическими, теперь становятся социальными. И одна из причин это развитие современных технологий. Телевизор заменил детям книжку, а компьютер и интернет – живое общение. И тут нельзя не согласиться со словами Альберта Энштейна: "Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов”.

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У одних это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других - только с отстающими учениками. Однако почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Что же такое Дислексия? Дислексия неразрывно связана с письменной речью. Дислексия это нарушение письменной речи. Пока есть письменность, будет и дислексия. В обществе, не имеющем письменности, нет и дислексии по определению. Дислексия - стойкая, избирательная неспособность к обучению какому-либо предмету связанному с письменностью. Дислексия это не заболевание, это особенность строения головного мозга, это другое мировосприятие, это другой взгляд на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить.

Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению, включает в себя:

  • неспособность читать - дислексия;
  • неспособность писать - дисграфия;
  • неспособность считать - дискалькулия;
  • нарушение координации - диспраксия.

Неспособность читать в свою очередь может характеризоваться:

  • неспособностью понимать буквы и символы. Что проявляется в виде неспособности читать вообще - алексия;
  • неспособностью понимать слова. Что проявляется в виде затруднений при чтении некоторых слов, искажении или проглатывании частей слов, несогласованности по роду, числу, падежу. Темп чтения при этом не равномерный и изменяется от почти беглого до полной остановки;
  • неспособностью понимать текст. Техника чтения соответствует возрасту, но смысл прочитанного утерян. Дислектик не способен пересказать то, что прочитал.

Неспособность писать так же имеет разные грани и может характеризоваться:

  • неспособностью писать буквы и символы - аграфия;
  • неспособностью чисто писать. Дислектик делает много помарок, путает, подменяет буквы. Ошибки как правило нелепые и не связаны с грамматикой, например путает буквы: и-у;
  • неспособностью грамотно писать - дисорфография. Дислектик пишет как слышит. При этом правила языка знает наизусть, но не использует их.

Неспособность считать характеризуется:

  • неспособностью понимать цифры. Вероятно связано с неспособностью понимать буквы и символы при чтении;
  • неспособностью понимать и выполнять действия над числами - акалькулия;
  • неспособностью понимать смысл задачи. При этом действия с числами выполняет в уме без проблем. Однако задачи описанные текстом вызывают затруднения. Вероятно, связано с неспособностью понимать текст при чтении.

Нарушение координации характеризуется:

  • неуклюжестью, неспособностью выполнять какие либо действия, например: играть в футбол, завязывать шнурки, чистить зубы и т.п.
  • всегда сопровождаются дефицитом внимания (СДВ или СДВГ).

Нарушение слуховой ориентации характеризуется сложностями в понимании инструкции.

К сожалению, отечественная логопедия рассматривает эти нарушения по-отдельности. Более того, все отечественные методики коррекции дислексии исходят из одного постулата, что причиной дислексии является несформированность высших психических функций у ребенка. Все они пытаются эти функции формировать, и ни одна из них не отвечает на вопрос, что мешает развитию этих "высших психических функций". Почему дислектик не может научиться чтению ни в 7, ни в 14 лет, ни будучи взрослым? Без ответа на этот вопрос, методики, по сути, борются со следствием, а не с причиной. Несформированность высших психических функций это следствие другой причины. И пока вы не устраните эту первопричину, ни одна методика не даст результата.

А есть ли что-нибудь "положительного” в дислексии? Известные дислектики: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн,  Исаак Ньютон, Томас Эдисон,  Людвиг ван Бетховен, Петр I, Владимир Маяковский, Уинстон Черчилль, Мерлин Монро, Принцесса Диана, Гай Ричи,  Федор Бондарчук, Стив Джобс,   Джонни Депп и другие.  

Но их гениальность состоялась не вопреки дислексии, а благодаря дислексии! Наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но с точки зрения самооценки каждому дислектику хорошо знать, что его мозг работает точно таким, же образом, как и мозг великих гениев. Ему также важно знать, что наличие проблем с чтением, письмом, орфографией или математикой не означает, что он тупой или глупый. Та же самая умственная функция, которая являются причиной гениальности, может также быть причиной и этих проблем.

Умственная функция, вызывающая дислексию, - это дар в самом настоящем смысле этого слова: природная способность, талант. Это нечто особенное, что подчеркивает индивидуальность человека.

Не у всех дислектиков развивается один и тот же талант, но у всех у них есть общие определенные умственные способности.

Основные способности, характерные для всех дислектиков:

  1. Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).
  2. Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.
  3. Они более любопытны, чем обычные люди.
  4. Они мыслят, в основном, образами, а не словами.
  5. У них высоко развита интуиция и проницательность.
  6. Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).
  7. Они могут воспринимать мысль как реальность.
  8. У них яркое воображение.

Эти восемь основных способностей, если они не подавлены или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии - дар мастерства.

Дар мастерства развивается разными способами и в разных областях. Для Альберта Эйнштейна это была физика; для Уолта Диснея это было искусство; для Грега Луганиса это было мастерство в спорте.

На протяжении многих лет мы замечали, что люди, ощущающие симптомы дислексии, - это люди с высоким интеллектуальным развитием. С другой стороны, таланты, вызывающие восприимчивость к спутыванию информации, которую несут символы, являются ценным качеством. Например, люди, которые "видят" пространственные характеристики нашего мира, интуитивно понимают, как что работает. Они обнаруживают, что обладают врожденной способностью чинить вещи, разбираться в моторах, в электронных устройствах, в водопроводных системах, в строительном деле, искусстве и в других связанных с этим областях. Задания, которые требуют наличия способности что-либо визуализировать творческим или другим способом, часто являются простыми для людей с такими дарованиями. Вероятнее всего именно поэтому так много изобретателей, ученых, спортсменов и творческих личностей обнаруживают, что у них тоже есть симптомы дислексии.

Формируется аспект дислексии, который мы называем "неспособность к обучению" в возрасте от трех до тринадцати лет.

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию, трудности с математикой;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания (СДВ), иногда сопровождаемый гиперактивностью (СДВГ).

Считается, что причиной дислексии является наследственность или родовая/психическая/физиологическая травма. Определенно одно - ребенок в этом не виноват. По предположениям нейропсихологов, дислексия вызвана отклонениями (нарушениями) нейронных связей между полушариями мозга. Известно, что область мозга ответственная за расшифровывание текста находится в правом полушарии, а область мозга ответственная за смысловое понимание этого текста - в левом. В свою очередь, область мозга ответственная за моторику правой руки находится в левом полушарии, а область мозга ответственная за грамматику - в правом. Эта несвязанность (или недостаточная связанность) полушарий и порождает проблемы с чтением и правописанием.

Ребенок с признаками дислексии нормален в интеллектуальном отношении. Но случайному наблюдателю бросится в глаза несоответствие поведения такого ребенка его возрасту. Часто эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам (ребенок выглядит инфантильным), он никак не может оправдать ожидания родственников, учителей и одноклассников. Родители таких детей, как правило, испытывают противоречивые чувства: гнев, смущение, сочувствие, замешательство, непонимание.

Очень важно как можно раньше распознать эти состояния, помочь ребенку и скорректировать его на самом первом этапе обучения, тогда дислексия перестанет быть помехой при чтении, письме и при выполнении других жизненно важных задач.

Самодиагностика дислексии для всех.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге какого пальца было прикосновение. Если ребенок дал неправильных ответов более 30% - это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Это свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Если к концу первого класса ребенок так и не освоил чтение и письмо – это первые симптомы дислексии.

Определить признаки дислексии у ребенка можно с помощью таблицы (Приложение 1). Если у него проявляется около 10 из приведенных признаков, то у ребенка дислексия.

Есть Он-лайн Тест на дислексию (www.testdyslexia.com).

  • Это бесплатная и конфиденциальная скрининг-оценки определит сильные и слабые стороны, в том числе показатель тяжести симптомов, что поможет скорректировать профиль обучения ребенка.
  • Вы можете ответить на вопросы сами, или можете использовать эту оценку как способ узнать больше о ребенке, с которой вы работаете.
  • Опросник состоит из 41 вопроса. Необходимо ответить на все вопросы, можно пропустить те, которые не применимы к вашему ребенку.
  • Результаты будут представлены на экране, их можно будет распечатать в конце оценки.

Основными приёмами и методами работы с дислектиками являются:

  • методы кинезиологической коррекции;
  • стимулирующий самомассаж кистей и пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • зеркально-симметричное рисование обеими руками;
  • интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и др.;
  • упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля зрения;
  • методика Дейвиса.

Здесь представлены методы, которые могут использовать педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми с дислексией. Что очень важно в условиях отсутствия в школе логопедов.

В настоящее время во всем мир успешно используется методика Дейвиса, которая представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Дети и взрослые шаг за шагом двигаются вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир. Сам метод основан на особом подходе к обучению детей и взрослых. Такой подход имеет высокую результативность и за очень короткие сроки возвращает уверенность в себе.

Кто-же такой Рональд Д.Дейвис? когда-то он был маленьким страдающим аутизмом и дислексией ребенком, а сейчас – автор переведенного более чем на 20 языков международного бестселлера "Дар дислексии: почему некоторые из умнейших людей не могут читать, и как они могут этому научиться”. "Коррекция дислексии по системе Дейвиса (именно коррекция, так как лишать дара дислексии - грех)” доступна во всех частях света; ее осуществляют лицензированные методисты, прошедшие специальную подготовку более чем в 40 странах мира. Программа имеет исключительно высокий процент успеха и помогает при трудностях с чтением, письмом, орфографией, математикой, а также при проблемах с поведением и сложностями с удерживанием внимания.

"Методики обучения по системе Дейвиса” предназначены для использования в классах начальной школы при обучении чтению детей с различными способностями. Это уникальная система стимулирует способных учеников и, в то же время, предотвращает развитие трудностей в обучении у детей из группы риска.

В России сейчас используется нейропсихологическая методика для детей от 5 до 16 лет "Буквограмма – в школу с радостью” направленная на развитие, формирование и коррекцию устной и письменной речи у детей. Методика опирается на последние разработки дефектологии, логопедии, нейропсихологии, детской психологии отечественных и зарубежных авторов.

  • Воздействия на сенсомоторном уровне: действия и ощущения.
  • Активация и развитие всех высших психических функций: внимание, память, пространственные отношения.
  • Авторская разработка: кандидат педагогических наук, доцент Шишкова С.Ю.
  • Мощнейшая поддержка институтов, медицинских и педагогических центров в разработке программы (проф. Сорокоумова Е.А., к.пс.н. Воронова А.А., доцент Черникова Н.В. и др.).
  • Программа работает как для здоровых, так и для детей с отклонениями:
    • СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
    • ММД – минимальная мозговая дисфункция;
    • ЗПР – задержка психического развития;
    • Аутизм...
Просмотров: 405 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru