logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока:

Ознакомление учащихся правилами поведения во время стихийных бедствий.

Прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

Работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

Оборудование: рисунки, рефераты, презентация проектов учащихся, презентация учителя, карта, компьютер, документ камера.

Ход занятия

1. Знакомство с темой.

Внеклассное занятие по окружающему миру. 

* Мы начинаем наше занятие. Закройте глаз. И представьте, что вы идете по лесу. Вы слышите шелест листьев, пение птиц. А какой чистый воздух! Вдохните. Как все таки легко дышится в лесу. Откройте глаза. Мы действительно в лесу. О чем мы с вами будем сегодня говорить? 

Тема: О Русский лес.

Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в нём разнообразных растений!

2. Выступление учащихся.

1 ученик. В нашем лесу растут разные деревья: лиственница, обыкновенная сосна, ель, берёза, ива, рябина, много разнообразных кустарников.

2 ученик. В лесах нашего края много диких животных. Самые крупные -это лось и медведь., есть лисы и волки. Много пушных зверей: соболь, песец, горностай, белка, бурундук. Летом в лесу очень много птиц.

3 ученик. В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка, багульник, кровохлёбка, тысячелистник, крапива, пижма, зверобой и многие другие.

4 ученик. Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, голубику, чернику, клюкву, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов.

5 ученик. Древесина леса идёт на постройку домов, на изготовление мебели.

Лес украшает нашу землю, он служит домом для диких зверей, растения леса очищают воздух.

Учитель. Да, лес - это исполинская зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты.

6 ученик /читает стихотворение/

Я славлю лес. 
Когда идёшь усталый, запылённый, 
Дорогой длинной в полуденный зной, 
Сверни смелее в тихий лес зелёный, 
И он усталость снимет как рукой. 
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес, зелёный лес! 
Когда на сердце неспокойно станет, 
Когда не в силах совладать с тоской, 
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой, 
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли, зелёный лес! 
В.Лукша.

3. Проверка заданий. 

Стихи про Русский лес. ( читают хором)

О лесе много слагают стихов. Прочитаем одно небольшое стихотворение, но оно за душу берет.

Рассмотрите картинку. Все растения одинаковы? На какие группы они делятся ? (трава, кустарники, деревья).

Представьте нашу планету без растений. Как она будет выглядеть? А что надо сделать, чтобы был лес?

Давайте посадим свой лес и украсим нашу землю.

Показ рисунков, приготовленных дома. (трава, кустарники, деревья)

4. Игра: "Узнай дерево".

* Мы любим лес, мы им любуемся, отдыхаем в нем. А я хочу узнать, знаете ли вы деревья. И можете их узнать по листьям? 

5. Игра: "Лесные заморочки."

Игра "Лесные заморочки". Ученики по очереди берут листочек с номерами. Учитель читает текст под выбранным номером, ученик должен узнать, о каком растении идёт речь.

1. Этот кустарник - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Его ягоды используют в лечебных целях. (Шиповник).

2. Весной это дерево стоит нарядное, будто всё в белой пене, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за красивых цветов люди ломают ветки этого дерева. (Черёмуха).

3. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (Вяз).

4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зелёные круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А это дерево, хоть и хвойное, но осенью его хвоинки опадают, как у лиственного. (Лиственница).

5. В народе это дерево часто называют "сладким". Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа).

6. Сверху листья этого дерева зелёные, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать, переворачиваются, и дерево от этого выглядит то зелёным, то серым - "переодевается". (Осина).

7. "Красавец" - так переводится с латинского научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь, дерево - долгожитель. (Дуб).

8. Весной в лесу на этом дереве "загораются" маленькие красные и синие "лампочки" - это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель, ёлка).

9. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму; и чем крепче прихватит морозец, тем слаще они будут. (Рябина).

10. Дотронься летом до ствола этого дерева и почувствуешь, что он прохладный даже на солнцепёке. Так может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза).

6. Сообщение учеников о деревьях.

А) Рассказ о березе.

Крупные деревья с белой корой. Веточки и листья голые, усеянные смолистыми железками, душистые. Листья очередные, черешковые, напоминающие ромб, с двояко-острозубчатым краем.

Цветки раздельнополые, собраны в соцветия - сережки. Плод - крылатый орешек. Цветет береза в апреле - мае, плоды созревают в августе - сентябре. Размножается семенами и вегетативно.

В медицине используют почки в качестве мочегонного и желчегонного средств. Применяют в виде настоя и отвара.

Распространена в европейской части и Сибири.

Заготавливают листовые почки ранней весной, во время сокодвижения, в период набухания (но до расхождения чешуек). Ветки связывают в пучки и сушат на открытом воздухе или в сушилках при температуре 25-30°. После сушки почки обмолачивают. Хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Наряду с березой повислой в медицине применяют сырье березы пушистой и березы плосколистной.

Русский лес нельзя представить без белой березки. О ней и стихов много написано. Одно мы послушаем.

Б) Стихотворение о березе. 

Сергей Есенин 

Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

* Скоро Новогодний праздник. Без чего мы не представляем этот праздник? Что вы можете о елке рассказать? 

В) Рассказ о ели.

Род ель (семейство сосновые) широко распространён, представляет собой вечнозелёные деревья, с многолетней одиночной спирально расположенной хвоей, однодомные, раздельнополые, ветроопыляемые. Древесина со смоляными ходами, без ядра, малосмолистая, лёгкая, желтовато-белого цвета. Род объединяет около 50 видов. Отдельные экземпляры доживают до 300 лет и в зрелом возрасте распространена на севере и северо-востоке европейской части бывшего СССР, Урале, в Сибири встречается в Приамурье, Забайкалье, на Саянах, Алтае и в северной части Монголии. Произрастает по побережью Охотского моря.

Применение: из-за отличных резонансных свойств используется для изготовления музыкальных инструментов, растет (120 - 150 лет) иногда достигают высоты 50 м

Срубили елку.

А чтобы елка была в нашем доме, что человек делает? Какой вред наносят люди природе? Как можно выйти из положения: не срубать елку, но быть в праздник с украшенной елкой?

7. Игра: "Доскажи словечко". Мы сейчас побываем на новогоднем праздникеВсе хором отвечайте.

Ёлка Елена Благина

Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте, 
Хором, дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник... (- Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт... (- От ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие... (- Блестят!)
И качаются игрушки -
Флаги, звёздочки... (- Хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики... (- Шары!)
Рыбок хрупкие фигурки, 
Птицы, лыжницы... (- Снегурки!)
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед ... (- Мороз!)
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая... (- Звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как... (- Красива!)
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных... (- Огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в ... (- Пляске!)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех...
Поздравляю с ... (- Новым годом!)
В новым счастьем сразу ... (Всех!)

8. Сообщение 

Лес многих интересует. Одни изучают как живут лесные животные, другие - какие растения бывают. А в нашем классе Лера занимается исследовательской работой по теме " Растения Сибири". Она собирает информацию о лекарственных растениях. Об одном из растений она расскажет.

Шиповник майский.

Морфологическое описание. Невысокий (0.2-2 м выc.) кустарник с тонкими красновато-коричневыми голыми ветвями, несущими немногочисленные небольшие, книзу отогнутые шипы, располагающиеся обычно по два при основании листьев, на цветоносных побегах они нередко отсутствуют. В нижней части ветвей нередко имеются также многочисленные мелкие шипики и щетинки. Листья 5-7-листочковые, черешки их коротко опушенные, нередко с участием мелких шипиков и железок. Прилистники вегетативных побегов узкие, трубковидные, у цветоносных широкие, плоские, с расходящимися острыми ушками. Листочки продолговато-яйцевидные или продолговато-эллиптические, 1.5-5 см дл., тонкие, по краю мелкопильчато-зубчатые, сверху голые или прижато-волосистые, снизу густо прижато-волосистые, без железок, с резко выступающими жилками. Цветки одиночные, реже по 2-3 на голых цветоножках, венчик розовый, 4-6 см в диам. Чашелистики с ланцетным придатком, по краям опушенные, сверху с железками, прикрытыми опушением. Плоды шаровидные, гладкие, красивые.

Местообитание. В лесной и степной зонах в травяных хвойно-лиственных, березовых и сосновых лесах, в зарослях кустарников,, на лесных и пойменных лугах.

Административные районы Сибири. Тюменская, Курганская, Омская, Томская, Кемеровская, Новосибирская, Алтай, Красноярский, Тува, Иркутская

Вне Сибири. Европейская часть СССР, Средняя Европа, Скандинавия.

9. Причины пожаров и гибели животных.

Учитель. В нашем лесу много обитателей, которые украшают наш лес, живут в нем, это их дом. Но человек бывает порой к ним жесток. Скажите, что это за печальная история?

Печальная история

Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека. 

Назовите причины пожаров.

Причины пожаров: 

- брошенная горящая спичка, окурок;

- охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся;

- люди разводили костёр в местах с сухой травой;

- весенний пал травы;

- хозяйственные работы в лесу;

- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;

- от замыкания высоковольтной линии;

- от вспышки молнии.

В нашей стране ведётся учёт каждого пожара , выясняются причины пожаров, определяются меры борьбы с лесными пожарами. Наукой о лесных пожарах - она называется лесная пирология - собран большой научный материал, который помогает в борьбе с пожарами. Лесные пожары называются стихийными бедствиями, ведь горят не только леса, но и жилые дома, горят целые деревни, гибнут люди.

Чтобы сохранить вокруг нашего города зелёную зону, для отдыха жителей нашего города в лесу около реки Протока оборудовано специальное место. Там построены домики, поставлены столы, скамейки, есть специальное место для костра. По всей поляне поставлены ящики для мусора. Каждый год в конце учебного года мы классом выезжаем в лес. Какие же правила надо выполнять в лесу?

Памятка - как вести себя в лесу. 

1. В лес дети ходят только в сопровождении взрослых. 
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят и обед. 
3. Дети играют только на поляне, играть около костра опасно. 
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав, 
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда птенцов, 
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и     у озера. 
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора. 
8. Костёр заливать водой или засыпать песком . 
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди. Храни красоту нашего леса!

10. Итог занятия.

Что полезного вы узнали? Как будем относиться к природе?

Давайте будем 
Беречь планету!
Во всей Вселенной 
Красивей нету.
Во всей Вселенной 
Совсем одна! 
Что будет делать 
Без нас она?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.