logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тип урока – ознакомление с новым материалом

На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.

Цели урока:

обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)

познакомить детей с былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник”;

выявлять художественные особенности былин;

Развивающие:

развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

формировать литературоведческие представления

Воспитательные:

воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности

Планируемые достижения учащихся на уроке:

называть правильно былины и выделять их особенности

сравнивать героев – положительных и отрицательных

пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды

читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)

сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).

Оборудование:

компьютер, презентация урока

CD- диск "Шедевры русской живописи”

магнитофон с записью былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник”

репродукции картин В. М. Васнецова

Зрительный ряд:

подборка иллюстраций художника Н. Воробьева к былинам

интерактивная экскурсия с использованием CD- диска "Шедевры русской живописи”

художественный фильм "Илья Муромец и Соловей-разбойник” (отрывок)

Звуковой ряд:

А. Муравлев "Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина

Р. Глиэр "Симфония №3” "Илья Муромец”

Ход урока

І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.

1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово "Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )

Необходимо восстановить недостающий элемент – былины.

Таким образом, мы подводим детей к теме урока – былины.

На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.

2. Звучит "Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина А. Муравлева с целью создания эмоционального настроя и подготовки к восприятию темы.

3. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово "былина”? (ответы детей).

После этого идет работа со слайдом.

ІІ. Изучение нового материала.

1.Слово "Былина” означает "быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

2.  (изображение богатыря)

Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.

Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

Самыми известными былинами стали "Добрыня и Змея”, "Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, "Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.

Сегодня мы познакомимся с одной из них.

3. Слушание былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник”

(слушание аудиокассеты с былиной)

4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:

- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?

- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?

- Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.

- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?

Словарная работа на уроке.

Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото

Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных

Тын - забор

Палаты княжеские – большое богатое помещение

Кафтан – верхняя одежда мужчин

Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить

Дружина - княжеское войско в Древней Руси

5. - Чтение былины детьми по цепочке после учителя.

- Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)

1 группа (слабая)

2 группа (средняя)

3 группа (сильная)

Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника

Найти и прочитать описание поединка

Моделирование плана былины

Проверка: чтение отрывка детьми

Проверка: чтение отрывка детьми

Показ составленной модели всему классу

Индивидуальное задание ученику:

- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому

6. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:

- Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?

- В чем вы увидели разницу?

Просмотр отрывка из к/ф "Илья Муромец” (бой Ильи Муромца и соловья-разбойника)

ІІІ. Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)

1 группа (слабая)

Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.

2 группа (средняя)

2) Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши

3 группа (сильная)

3) Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.

Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.

Работа со всем классом.

4) Найди абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполненных работ.

8. Кроссворд

1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)

2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)

3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)

4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)

5) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)

9. Литературный диктант

Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная

IVИтог урока. Интерактивная экскурсия. 

Мю Задание на дом:

художественный пересказ былины

нарисовать богатырские доспехи

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.