logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

1. Дать представление о том, как изменяется жизнь диких животных с приходом весны, показать связь этих изменений с изменениями в неживой природе и мире растений.
2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
З. Вырабатывать внимание и наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Рисунки детей с изображениями птиц.
2. Репродукции картин с изображениями диких животных, птиц,
З. Знаки «Правила поведения в природе».
4. Макет телевизора.
5. Магнитофон. Кассета с записью мелодии из передачи «В мире животных».
6. Мультимедийный фильмопроектор, с презентация «Красная книга» Ростовской области». 
7. Физическая карта Ростовской области.

ХОД УРОКА

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

(Звучит музыка из передачи «В мире животных».)

- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас у экранов телевизоров на передаче «Диалоги о животных».

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой, улей, пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? 
(Весной.)

А поговорим мы сегодня о том «Кто как весну встречает».

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Открываем первую страничку нашей передачи «В гостях у…»

 1.

- Приглашаем вас в гости к ученикам 2 класса на внеклассное занятие по природоведению и просим отгадать загадки.

(Дети отгадывают загадки, учитель вывешивает картинки с изображением птиц.)

Непоседа пёстрая –
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая.
Самая болтливая.
(Сорока.)

Каждый год я к вам лечу. 
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко красный галстук мой.
(Снегирь.)

Видали вы его не раз.
Он скачет в двух шагах от нас.
Чик-чирик, не робей.
Я бывалый…
(Воробей.)

Хоть я не молоток,
По дереву стучу.
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной.
И акробат прекрасный.
(Дятел.)

Чёрный, 
Проворный.
Кричит: «Крак!».
Червякам враг.
(Грач.)

Спереди шильце.
Сзади вильце.
Сама мала.
А за морем была.
(Ласточка.)

По поднебесью 
Верёвка протянулась.
(Журавли.)

На шесте дворец.
Во дворце певец.
(Скворец.)

Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать ляжет в дупло.
(Сова.)

Как откроет рот – кошмар!
Слышно только: «Кар! Кар! Кар!»
(Ворона.)

Шустрая я птичка,
Зовут меня…
(Синичка.)

2.

(Учитель приглашает к доске двоих учеников и предлагает им выполнить задания по карточкам.)

1) Выбери картинки с изображением зимующих у нас птиц.
2) Выбери картинки с изображением перелётных птиц.

3.

Работа с классом.

- Как изменилась погода с приходом весны?
- Какие изменения происходят в жизни растений?
- С чем всё это связано?
- Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной из тёплых стран?
- Назовите перелётных птиц, которых можно встретить у нас в Ростовской области?
- Почему одни птицы прилетают раньше, другие позже?
- Расскажите, где строят гнёзда перелётные птицы? 
- Почему человек делает скворечники?
- Какие важные изменения происходят весной в жизни птиц?
- Почему именно весной птицы выводят птенцов? 
- Чем они их кормят?

4.

Проверка учеников, работавших у доски.

(Дети называют птиц указанной группы и отвечают на вопросы.)

- Как изменилась жизнь зимующих птиц?
- Какую пользу приносят нам птицы?

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1.

- Ребята, дома вам нужно было нарисовать птицу и подготовить о ней сообщение.

(Дети показывают свои рисунки и рассказывают о птицах.)

2.

- Следующая страничка нашей передачи «Это должен знать каждый».

Ребята, вспомните и скажите, что обозначает красный круг в знаках дорожного движения: он запрещает, предупреждает или разрешает? Какие правила поведения мы можем составить по знакам «Правила поведения в природе»?

Что же запрещает красный круг в наших правилах?

 Брать яйца птиц из гнёзд.

 Приносить птенцов домой.

 Брать на прогулку в лес собаку.

 Включать в лесу магнитофон.

 Уничтожать паутину.

 Ловить бабочек и насекомых.

- Почему это делать запрещено?

IV. ФИЗМИНУТКА

- А сейчас реклама на нашем телеканале. Мы предлагаем вам отправиться за здоровьем, но не в аптеку, а совершить прогулку в лес к героям нашей передачи.

Как-то в лес мы вошли,
Появились комары.
Раз-два, раз-два.
Дальше по лесу шагаем 
И медведя мы встречаем.
Вдруг вдали из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим, 
На носочках пробежим.
Зайка быстро скачет в поле, 
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке
Непоседы, шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.

V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Следующая наша страничка «Репортажи из леса».

1.

- Угадайте, с кем встретился наш корреспондент Сорока?

Пушистый хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ... 
(Белка.)

2.

- Итак, посмотрите репортаж.

(Дети показывают сценку.)

Белка и Сорока

- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

- Спасибо! И я тебя поздравляю.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

- А можно посмотреть на твоих малышей?

- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.

- А не холодно им голеньким-то?

- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.

3.

- Ребята, а вы встречали белок? Где?
- Где устраивает белка своё гнездо?
- Для чего белка строит несколько гнёзд?
- Почему белок называют хорошими хозяйками?
- Почему нельзя взять маленького бельчонка и принести его домой?

4.

- А теперь отгадайте, с кем встретился наш другой корреспондент?

Длинное ухо, 
Комочек пуха. 
Прыгает ловко, 
Любит морковку.
(Заяц.)

5.

- Предлагаем вам посмотреть репортаж нашего корреспондента Дятла.

(Дети показывают сценку.)

Заяц и Дятел

- Заяц, ты чего это словно мячик по земле катаешься?

- Какой мячик? Просто я сейчас линию, и чтобы быстрее сбросить белую шерсть, катаюсь по траве. Зимой я белый, а летом бурый или коричневый.

- Говорят, вы, зайцы, очень трусливы.

- Да вы меня совсем не знаете. Я вовсе не труслив, просто очень осторожен.

- Как же, как же!

- Не перебивай, пожалуйста! Хорошо тому, у кого дом уютный, тёплый. А у меня дома нет. Мы рождаемся прямо на земле. Покормит нас мама и убежит. Сидим мы одни одинёшеньки. Мимо нас пробегают лисы, волки, а мы ни гу-гу.

- А кто же вас кормит? Так и с голоду можно умереть без мамы.

- Не умрём! Молоко у мамы жирное и питательное. Несколько дней мы сыты. А потом какая-нибудь другая зайчиха пробежит мимо и покормит нас. Зайчихи кормят не только своих зайчат, а всех, которые им встретятся. Так и живём первые три недели. А дальше - не трусь, сам ищи, чем полакомиться.

- Мы слышали, что в лесу у вас много врагов: и рысь, и лисица, и волк, и куница, и ещё различные хищные птицы. И что в первые дни на зайчат нападают даже вороны и сороки. Это так?

- Правильно! Поэтому я и сплю даже с открытыми глазами.

- Да, плохо без дома!

- Ну, мы уже так привыкли. Летом я сижу, затаившись под кустом, а зимой — в снежной ямке. Целый день сплю, а ночью ухожу добывать себе еду. Ой! (Убегает.)

- Ну, вот, а ещё говорил, что он не трус.

6.

- Ребята так трус заяц или нет?
- Почему заяц спит с открытыми глазами?
- Что помогает зайцу спасаться от врагов?
- С зайцем-беляком или русаком встретился дятел? Почему?
- Где живут зайцы беляки, а где русаки? (беляк — в поле, русак — в лесу)
- А у нас, в Ростовской области, каких зайцев можно встретить?
- Как вы считаете, зайчиха — плохая мать или нет? 
- Почему она не навещает своих малышей?

VI. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Следующая страничка передачи «Есть мнение». Предоставляю слово нашим научным консультантам.

(Трое учеников, выступающих в роли консультантов, выступают с сообщениями о жизни лесных животных весной.)

С приходом весны становится всё больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.

Медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшими. Голодные медведи могут напасть на лосей, оленей. Опасны они и для человека. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком. Но одновременно приучает самостоятельно отыскивать насекомых, доставать из земли корни, луковицы растений, есть прошлогодние ягоды.

Задолго до полного таяния снега просыпаются после зимней спячки еноты, барсуки, ежи. Весной для них много пищи, и они быстро поправляются, питаясь лягушками, мышами, червями, сочными корешками. Барсуки, не найдя корма, питаются своими запасами.

Так как, весной почти у всех животных есть детёныши, которые не умеют самостоятельно питаться, добывать себе корм, охота на зверей запрещена.

Во время весеннего половодья появляется потомство у ежей. Детёнышей бывает от 3 до 10. Новорожденные ежата слепые, беззубые, голые, малюсенькие. Через несколько часов после рождения у них вырастают мягкие иголочки, которые через двое суток превращаются в твёрдые иглы. О малышах заботится только мать. Ежи питаются мышами, змеями, ящерицами, шмелями. Но и врагов у них много. Даже колючки не могут спасти их от филинов, ястребов, лисиц.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Какие изменения происходят весной в жизни животных? Чем вызваны эти изменения?
- Почему весной запрещена охота на зверей и птиц?
- Почему у большинства зверей именно весной появляются детёныши?
- Что такое линька?
- Какие животные меняют окраску?

VIII. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Открываем последнюю страничку нашей передачи, которая называется «Красная книга».

- Что это за книга, которую так и называют «Красная книга»?

(Ученикам предлагается презентация «Красная книга «Ростовской области»)

Наша Ростовская область имеет большую территорию. По ней протекает много рек, растёт большое количество кустарников, лесонасаждений. Всё это создаёт условия для обитания самых разных животных.

Раньше животный мир нашей области был очень богат. Но строительство больших городов, ведение сельского хозяйства и другая деятельность человека сильно изменили природные условия, что привело к уменьшению численности и даже полному уничтожению некоторых животных.

Исчезли рыси, медведи, шакалы, тарпаны. Реже стали встречаться орлы, коршуны, сайгаки, косули.

После окончания Великой Отечественной войны люди приняли меры по охране оставшихся редких животных, завезли новых. Но, не смотря на это, некоторых по-прежнему мало, и они занесены в «Красную книгу».

Этих животных надо знать и оберегать:

Выхухоль (Вёшенский район).

Перевязка (Приазовье).

Краснозобая казарка — гусь (Маныческое водохранилище).

Пеликан (озеро Маныч-Гудило).

Чёрный аист (во время перелёта).

Фламинго (во время перелёта).

Лебеди (Маныческое водохранилище, Приазовье).

Орёл - могильник и Степной орёл (в юго-восточных районах области).

XIX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Писатель Паустовский сказал: «Охранять природу — значит охранять Родину».
- Как вы понимаете это высказывание?
- А как мы с вами будем охранять нашу Родину?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- На этом наша передача закончена.

Ждём ваши рисунки с изображениями диких животных и их детёнышей, а также рассказы о героях ваших работ.

Благодарим за внимание. До новых встреч!

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.