logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

закрепить знания правил правильного питания;

установить связи между видом пищи и структурой человеческого тела;

воспитывать здоровый образ жизни, культуру поведения во время еды;

воспитывать сотрудничество.

Оборудование:

диаграмма «Состав питательных веществ»;

таблички с названием групп;

предметные картинки «Продукты питания»;

текст «Лишний вес»;

«чудесный мешочек» с фруктами и овощами;

кроссворд;

загадки;

рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»;

магнитофонная запись.

Ход занятия

-У.- Ребята, все вы знакомы с героями повести-сказки Э.Успенского дядей Фёдором, котом Матроскиным, собакой Шариком и их знакомой девочкой Катей. Жили они в деревне Простоквашино. Катя часто приглашала к  себе друзей, но в  последний раз  к ней  никто не пришёл: у дяди Фёдора болела голова, Шарика мучила зубная боль, а объевшийся кот Матроскин лежал на печке, ему было трудно, да и лень что-нибудь делать. Катя прислала нам письмо, послушайте, что она пишет:

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Я ЗНАЮ. ЧТО В ВАШЕМ КЛАССЕ ПРОХОДЯТ УРОКИ ЗДОРОВЬЯ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ НАУЧИТЬ МОИХ ДРУЗЕЙ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ. ПРИЕЗЖАЙТЕ В ПРОСТОКВАШИНО. КАТЯ».

-У.-Я предлагаю вам, ребята, подготовиться к встрече. Поговорим сегодня о рациональном питании.

Для того, чтобы организм правильно развивался, рос и функционировал, ему необходимо ежедневно вовремя и в достаточном количестве получать питательные вещества. Давайте вспомним, что мы уже знаем о дневном рационе и разнообразии питания.

Заслушиваются группы:

1-я - «Красный помидор»  демонстрирует диаграмму «Состав питательных веществ продуктов дневного рациона» и рассказывает о количестве питательных веществ, необходимых человеку в день.

2-я  -  «Зелёный перчик»  называет по таблице продукты, которые содержат воду, углеводы, жиры, белки, витамины и минеральные соли.

3-я  - «Чиполлино»  зачитывает правила правильного питания:

Пища должна быть разнообразной.

Поддерживайте нормальный вес.

Ешьте продукты с низким  содержанием жира.

Употребляйте растительное масло.

Используйте меньше соли и сахара.

Ешьте больше фруктов и овощей.

Соблюдайте режим питания, ешьте в одно и то же время.

Ужинайте не позднее, чем за 2 часа до сна.

-У.- Молодцы, все справились с заданием. Всем ясно, что для роста, развития человеку нужно полноценное питание. Представьте, что вам самостоятельно, без взрослых нужно купить в магазине продукты на целый день. Выберите то, что  полезно и необходимо есть каждый день.

Проводится игра «В магазине».

-У.- А что случается, если питаешься неправильно?

-Д.- Неправильное употребление в пищу некоторых продуктов может привести к болезням. 

-У.- Если в питании ребёнка длительное время недостаёт каких-либо питательных веществ или он, наоборот, переедает, то он может заболеть. Так и случилось с нашими героями: кот Матроскин переел, у него началось ожирение, у Шарика от сладостей разболелись зубы, а дядя Фёдор, как и многие люди, весной страдает от усталости и головной боли. Давайте поможем им. Для этого нам нужно узнать о питании человека много нового. Вспомните, какие болезни возникают у человека из-за неправильного питания.

-Д.- Кариес, ожирение, головные боли.

-У.- Подготовьте рассказ о причинах лишнего веса. Возьмите статью из журнала «Здоровье» и изучите её.

Детям раздаётся текст «Лишний вес», с содержанием которого они знакомятся самостоятельно по технологии РКМЧП. Каждая группа получает одну из частей.

Лишний вес

В настоящее время несложно найти людей, масса которых превышает определённые врачами нормативы. Ожирение -  это такое состояние, при котором в организме происходят нарушения. Оно способствует развитию атеросклероза, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и желчнокаменной болезни. Одна из самых главных причин заключается в изменении характера питания. В нашем рационе стали преобладать рафинированные продукты, в которых потеряны многие полезные компоненты. Возросло потребление легкоусвояемых углеводов в виде сахара, различных кондитерских и мучных изделий. Большинство детей получают конфеты, шоколад почти каждый день. Даже гуляя на улице, находясь в транспорте, кино, театре, многие жуют печенье, едят мороженое. Вместо положенных 60 г в день кто-то съедает сахара в 2 раза больше.

Никто не спорит: сахар незаменим. Он обладает высокими энергетическими и вкусовыми свойствами, прекрасно усваивается. Но нужно помнить: чрезмерное потребление сахара может оказаться вредным. Сахар является пустым носителем калорий, он после переработки свёклы не содержит ни витаминов, ни микроэлементов, ни солей. Систематическое употребление сладостей в больших количествах может привести к развитию сахарного диабета. Избыточные калории превращаются в лишние жировые отложения.

Случаи ожирения наблюдаются, когда дети недостаточно физически активны. Лишний вес, ненужные запасы жира затрудняют работу сердца и лёгких. Природа заложила в человеке способность бегать. К сожалению, школьники по 4-5 часов кряду сидят за партами, ведут малоподвижный образ жизни, проводят свободное время у экранов телевизоров или компьютеров. Многие живут в условиях так называемой гиподинамии. А один из принципов рационального питания заключается в том, что калорийность рациона должна соответствовать энергозатратам организма. Необходимо помнить: всё, что съедено, обязательно должно быть истрачено. А сделать это не просто. Чтобы «растратить» пирожное, нужно побегать около 2 часов, мороженое - около 1 часа, 2 стакана лимонада - около 40 минут. «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», - говорил Сократ. Поэтому не желание поесть, а увлечение спортом и туризмом - вот что необходимо для здоровья.

Каждый самостоятельно знакомится со статьёй, отмечает новое, неизвестное. После этого в группе рассказывает, что нового узнал. Вместе создаётся кластер, по которому один из группы делает сообщение для всех.

После этого выполняется практическая работа.

Каждая группа получает набор продуктов, в которых нужно определить, есть ли в них жир.

Группа «Красный помидор» берёт семена подсолнечника, печенье, плюшку. Группе «Зелёный перчик» предлагаются горох, сало, пряник. Группа «Чиполлино» работает с хлебом, колбасой, манкой.

-У.- Возьмите салфетку, положите на неё продукт и потрите его. Через некоторое время посмотрите. Если продукт содержит жир, то на салфетке останется жирное пятно.

Далее дети называют продукты, содержащие жир.

У.- Ребята, какой совет можно дать коту Матроскину?

- Нужно есть в меру, не переедать. Нельзя употреблять много жира, углеводов, макаронных изделий, а использовать в меню больше овощей, плодов, трав и кореньев.

- У.- Шарик поел много сладостей, у него разболелись зубы. Давайте ближе познакомимся с болезнью зубов кариесом, которым часто страдают и школьники. Для этого встретимся с врачом стоматологом.

Включается видеозапись беседы «ЧТОБЫ НЕ БОЛЕЛИ ЗУБЫ».

«Здоровые зубы - здоровью любы», - гласит народная пословица. Современная медицинская статистика утверждает, что сегодня каждые 9 из 10 людей нуждаются в лечении по поводу кариеса. В нашей стране стоматологи ежегодно ставят пациентам около 250 миллионов пломб.

К этому могут привести разные причины. Современный человек употребляет большое количество рафинированных продуктов питания. При рафинировании теряются многие полезные компоненты - витамины, микроэлементы, соли, оказывающие исключительно важное влияние на организм человека.

Большое значение в развитии кариеса имеет возросшее потребление сахара и сахаросодержащих продуктов, которые влияют на состояние зубов.

Современная кулинарная обработка пищи, её измельчение лишают зубы жевательной нагрузки - своеобразной физкультуры. Частички пищи при несистематической и недостаточно качественной чистке зубов могут надолго оставаться в полости рта, служа питательной средой для микробов, разрушающих зубы.

Важно и в какой местности живёт человек, и какую пьёт воду. В тех местах, где вода содержит мало фтора, зубы у людей разрушаются быстрее. Не меньшее значение имеет и то. что ест человек. Если продукты питания содержат мало фосфора и кальция, то результат такой же. Перечисленные элементы содержатся в свёкле, морской капусте, мясе ее криля, морской рыбе, молочных продуктах.

Особая роль в профилактике кариеса зубов играют витамины. Стоматологи установили, что до появления недуга в тканях зубов резко падает содержание витамина С или аскорбиновой кислоты.

Под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме образуется витамин Д. укреплению костной ткани. Вот почему в условиях средней полосы с продолжительной зимой зубы у людей страдают чаще.

Зубы требуют особого ухода. Гигиена полости рта не сводится лишь к механической чистке зубов от налёта и остатков пищи. Массаж; происходящий во время чистки зубов, улучшает кровообращение тканей дёсен и тем самым благоприятно влияет на обменные процессы.

Чистить зубы нужно 2 раза в день - утром и вечером. Вечернюю чистку можно проводить щёткой без пасты. Чистить зубы утром натощак не совсем правильно. Перед завтраком достаточно хорошо прополоскать рот, а вот после еды чистить зубы нужно обязательно. Вся процедура чистки зубов, включая энергичное полоскание, должна занимать не менее 2.5-3 минут.

Чтобы сохранить зубы здоровыми без лекарств,  нужно знать, уметь и выполнять следующие правила:

Умей энергично и много жевать.

Не ешь много сладостей и мучных изделий.

Предпочитай овощи и фрукты.

Научись медленно пить, особенно молоко и чай, подолгу задерживая их во рту.

После каждой еды хорошо прополаскивай рот водой, а ещё лучше минеральной водой (типа боржоми, нарзан).

Правильно чисти зубы дважды в день - после завтрака и ужина.

После чистки зубов втирай пальцем зубную пасту в поверхность эмали в течение 2 минут.

Между приёмами пищи полощи рот.

Закаляй свой организм, занимайся спортом.

-У.- Эти правила надо запомнить и рассказать Шарику. А вам, ребята, тоже нужно постараться их выполнять каждый день.

Давайте поможем Шарику правильно выбирать продукты питания, чтобы он не страдал зубной болью.

Проводится игра «Что лишнее?»  Каждая группа получает предметные картинки с изображением продуктов питания. Нужно убрать те, на  которых есть продукты, содержащие  сахар.

- У.- В зависимости от времени года нужно питаться по-разному.

Весной дядя Фёдор стал быстрее утомляться, плохо спать. Он ходит вялый и сонливый. Давайте за разъяснением обратимся к профессору Сёмину, позвоним ему по телефону. (Учитель «звонит» по телефону, детям предлагается для прослушивания магнитофонная запись ответа).

«Учитель:

- Здравствуйте, профессор. Расскажите, пожалуйста, от чего чаще возникает головная боль?

Профессор Сёмин:

- Для весны подобное состояние довольно обычное явление. Погода в это время года неустойчивая: «скачет» давление воздуха, увеличивается продолжительность светового дня, солнечная активность, а также напряжение магнитного поля Земли. В организме человека развиваются нарушения согласования биоритмов различных органов и систем. Как следствие этого повышается возбудимость нервной системы, увеличивается секреция гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного такта. В связи с этим снижается иммунитет, у детей отмечается подъём различного рода воспалительных заболеваний дыхательных путей лёгких, нередки проявления аллергии.

Учитель:

- А что надо делать?

Профессор Сёмин:

- Давно подмечено, что явления весенней усталости начинают уменьшаться при переходе с зимнего, преимущественно мясного, типа питания на летний с большим количеством зелени и овощей. Растительная пища препятствует нарушениям весенних биоритмов. Я уверен, что дядя Фёдор не знал о пользе проростков злаковых культур, о чём знали ещё наши предки. Весной они использовали проросшее пшеничное зерно, из которого делали каши, кисели, его добавляли в супы. Активные ферменты таких зёрен способствуют лучшему расщеплению белков, жиров, углеводов. В результате они легче усваиваются. Учёные уже создали пищевые продукты из экстрактов проросших зёрен пшеницы, овса, кукурузы и гороха. Употребление их стимулирует выносливость, повышает работоспособность, что важно при умственных нагрузках в школе».

Работа по тетради «Разговор о правильном питании».

Группа «Красный помидор» отгадывает загадки на с.64 про ягоды, группа «Зелёный перчик» - загадки про овощи на с. 65. а группа «Чиполлино» решает кроссворд -  с. 69.

Учитель делает вывод:

- В современных условиях существуют проблемы питания. В городе преобладает так называемое европейское питание - однообразное, насыщенное жирами и углеводами. Имеющиеся в продаже рафинированные продукты значительно обеднены витаминами и другими биологически активными веществами.

- У.- Давайте приготовим для наших героев и всех ребят вкусные и полезные блюда.

От каждой группы выходят по два человека. Они готовят винегрет, фруктовый салат, салат из моркови, изюма, орехов.

С остальными детьми проводится игра «Чудесный мешочек», когда на ощупь определяется название фрукта или овоща.

- У. - Подведём итоги. Какие советы вы можете дать Катиным  друзьям?

Урок заканчивается дегустацией приготовленных блюд.

На дом детям можно предложить подобрать новые рецепты.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.