logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Организовать деятельность по обучению классификации имен прилагательных, умения видеть связь между именами прилагательными и именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных.

Содействовать закреплению знаний учащихся об имени прилагательном.

Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.

Краткое описание хода урока.

Главное на уроке – систематизация знаний о категориях имени прилагательного, для чего в ходе урока на доске составляется схема-опора.

Все этапы урока составляют единое целое и направлены на достижение поставленных целей.

С помощью разгадывания ребусов ребята самостоятельно выводят тему урока, ставят цели.

На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:

Работа в группах по классификации имен прилагательных;

Проблемная задача, в ходе решения которой учащиеся делают вывод о том, каким словом – главным или зависимым – в словосочетаниях являются имена прилагательные;

Самостоятельная работа с карточками для закрепления изученного материала.

Физминутка перекликается с минуткой чистописания, в которой прослеживается весенняя тематика, и проходят эти этапы с музыкальным сопровождением (используются музыкальные фрагменты произведений П. И. Чайковского).

Для выявления уровня усвоения материала в конце урока детям предлагается ответить на вопросы теста с последующей самопроверкой и обсуждением.

На этапе рефлексии ребята делятся впечатлениями об уроке, высказывая своем мнение и определяя качество своей работы ( «Я доволен…», «Я работал….с настроением, потому что….»).

Ход урока

I. Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом.

– Прочтите слова на экране. Какие из этих слов могут относиться к ученику?

– Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.

II. Минутка чистописания.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Песня жаворонка» 

– Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный одели сады.

– О чем идет речь в стихотворении?

– Назовите первый звук в слове «весна».

– Дайте характеристику этому звуку.

– Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Пропишите строчку с чередованием заглавной и строчной букв «в». 

III. Введение в тему урока. Постановка целей.

– Ребята, а вы любите разгадывать ребусы? Получившиеся слова записывайте в тетрадь.

– Посмотрите на записанные в тетради слова. К какой части речи они относятся?

– Почему я выбрала именно эти слова и как можно их связать с сегодняшним уроком русского языка?

– Молодцы! Тема урока – «Имя прилагательное». 

(Учитель открывает первое слово в опорной схеме – имя прилагательное).

– Для того, чтобы узнать, чему мы будем учиться сегодня на уроке, откройте учебники на странице 68-71 и просмотрите материал урока 109.

– Прочтите на стр. 68, что ещё в 3 классе вы узнаете об имени прилагательном.

IV. Работа над новым материалом.

1. Впереди нас ждет много интересного, а сегодня я предлагаю начать с устного выполнения упражнения 1, стр. 68-69

– Прочтите текст.

– Из какой сказки этот отрывок?

– Найдите прилагательные и задайте к ним вопросы.

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (открывается второй лист схемы – опоры (вопросы).

2Классификация имен прилагательных.

– Для выполнения следующего задания я предлагаю вам образовать группы. Вам необходимо из предложенных имен прилагательных выбрать и записать слова, которые обозначают:

1 гр. – цвет; 2 гр. – размер; 3 гр. – материал; 4 гр. – время; 5 гр. – принадлежность кому-либо.

Хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, желтый, утренний, кожаный, красный, деревянный, папин, зимний, короткий, зеленый.

– Проверка работы в группах. 

– Сядьте с тем, с кем бы вам хотелось поработать в паре. Найдите лишние слова в каждой группе и выпишите в тетради.

Температура: тёплый, жаркий, овальный, прохладный, горячий.

Вкус: горький, соленый, кривой, вкусный, кислый.

Качества характера человека: скромный, верный, искренний, квадратный, чуткий.

Признак предмета, который вызывает какие-то чувства: забавный, круглый, приятный, великолепный, красивый.

– Проверьте себя сами по образцу. 

(Овальный, кривой, квадратный, круглый)

– У вас получилась новая группа слов. Как бы вы её назвали?

– Что называют имена прилагательные? (открывается следующий лист в опорной схеме – называют признаки предметов).

V. Физминутка.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник».

– Назовите самый первый весенний цветок. У П. И. Чайковского есть пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года». Давайте послушаем её и отдохнем.

Наши тонкие цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Встрепенулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

3. Решение проблемной задачи.

На экране даны словосочетания:

Нежный подснежник, ранняя весна, солнечный день.

– Прочтите словосочетания.

– Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются имена прилагательные. Права ли Даша?

– Подумаем вместе. Сравним две записи. 

Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.

– Какая запись является предложением? В какой из них понятно, о чем идет речь?

– Какой вывод можно сделать – главное слово – имя существительное или имя прилагательное?

– Согласимся ли мы теперь с Дашей?

– Прочтите рубрику «Тайны русского языка» на стр. 70.

– От чего зависит имя прилагательное?

– Как изменяется форма имени прилагательного?

(открывается очередной лист в схеме на доске – изменяется по родам, числам и падежам)

– Форма ед. ч., м. р., И. п. называется начальной формой имени прилагательного.

(открывается последний лист в опорной схеме).

VI. Работа по закреплению изученного материала.

– Потренируемся в определении рода, числа и падежа имен прилагательных.

(Сильные ребята работают самостоятельно по карточкам:

Утреннюю зарядку –

Лесных шорохов –

(у) глубокой норы –

Березовый лес-

Красивыми озёрами –

Соловьиным пением –

Пушистому хвосту –

– Остальные работают вместе с учителем у доски и в тетрадях.

(с) душистыми ландышами –

Спелую землянику –

(о) дубовой роще –

(в) беличьем дупле –

VII. Итог урока.

– Посмотрите на опорную схему на доске. ( доска прикрывается).

– Ответьте на вопросы теста (+, -). 

Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что?

Имена прилагательные обозначают признаки предметов.

Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

Начальная форма имен прилагательных – И. п., ед. ч., м. р.

Самопроверка.  Обсуждение.

VIII Рефлексия.

– Давайте поговорим о ваших впечатлениях об уроке. Закончите предложения.

– Я испытывал затруднения, когда…

– Я обращусь за помощью к …

– Я работал с…настроением.

– Я…доволен собой.

– Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Решили мы их? Молодцы! Все хорошо работали. Спасибо за урок.

IX. Отметки. Домашнее задание.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.