logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока:

1. Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула». Учить детей понимать внутренний мир героев.

2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.

3. Воспитывать у детей мужество, отвагу, умение находить выход в сложных ситуациях.

Оборудование:портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, изображение усадьбы в Ясной Поляне, книга для чтения, конспект, презентация на компьютере (карды из диафильма).

Ход урока

I. Оргмомент

II. Звуковая разминка

1. Артикуляция звуков

а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ

2. Прочитать слова, трудные для произношения: иллюминация, артиллерист

3. Работа со скороговоркой:

Проворонила ворона воронёнка.

- О чём говорится в скороговорке? Какие звуки повторяются?

- Произнесите медленно, затем быстрее.

III. Проверка домашнего задания

IV. Подготовка к восприятию рассказа «Акула»

Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Акула». Посмотрите на портрет писателя. (Портрет вывешивается на доске.)

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал много разных произведений для взрослых и детей. Свои сочинения он по несколько раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтобы сделать их хорошими. Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно только такого человека, который трудится всю жизнь.

Очень долго Толстой жил в своём имении в Ясной Поляне. (Показать иллюстрацию.) Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые он написал сам. Он проводил с детьми много времени: зимой катался с ними на санках, лыжах и коньках, летом ходил с ребятами в лес.

Для детей Лев Николаевич писал увлекательные рассказы о животных, о различных случаях из жизни, басни и сказки. (Выставка книг.)

V. Чтение рассказа учителем и проверка первичного восприятия

1. Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа. (Тревогу, беспокойство, волнение, переходящее в страх. А в конце рассказа – радость и облегчение.)

2. Кто является главным героем рассказа? (Артиллерист.)

VI. Повторное чтение рассказа по цепочке

VII. Анализ содержания рассказа и словарная работа

1. Где происходили события, описанные в рассказе? (У берегов Африки.)

2. Какая была в тот день погода? Прочитайте.

3. Каким образом мальчикам устроили купальню в море? (В парусе, который матросы спустили в воду и привязали.)

Якорь – металлический крюк, на котором судно, вцепившись в дно, стоит и держится на месте.

Палуба – открытое верхнее помещение на судне.

Парус – кусок грубой толстой ткани, растягиваемый на судах для движения их ветром. (Показать на картинке)

4. Что делали мальчики? Прочитайте.

5. Какая опасность угрожала им? (В море появилась акула.)

6. Почему они её не замечали? (Они плавали наперегонки, увлеклись и ничего не замечали вокруг.)

7. Как вёл себя отец одного мальчика, старый артиллерист, когда акулы ещё не было? Прочитайте.

Акула – морское хищное животное. Как автор называет ещё акулу? (Морское чудовище.)

Артиллерист – военный, стреляющий из пушки.

8. Что сделал артиллерист, когда услышал крик об опасности? Как он выглядел? Прочитайте.

9. Что сделали матросы, чтобы спасти мальчиков? Удачна ли была их попытка? (Матросы спустили лодку и понеслись к мальчикам, но акула была ближе к ребятам)

10. Как отреагировали мальчики, увидев рядом с собой акулу? (Они пронзительно завизжали и поплыли в разные стороны.)

11. Как вы понимаете слова «пронзительный визг», какими словами их можно заменить? (Громкий, резкий крик.)

12. Почему в данной ситуации слова «пронзительный визг» больше подходят? (Они отражают ужас, который охватил мальчиков, а громко кричать можно в любой другой обстановке.)

13. Как подействовал пронзительный визг мальчиков на старого артиллериста? Прочитайте.

Хобот – рычаг, служащий для поворота пушки.

14. Почему артиллерист упал после выстрела? Как вы думаете, что он чувствовал? (Он испугался, что попал в мальчиков.)

Как вы поняли выражение дым застлал глаза? (Из-за дыма ничего не было видно.)

15. Почему автор, говоря о мёртвой акуле, употребил слова жёлтое брюхо, а не живот? (Акула была огромной.)

16. Что значит: колыхалось, каким словом можно заменить? (Качалось.)

VIII.Повторное чтение рассказа и деление его на части. Составление кадров для диафильма.

Прочитайте рассказ ещё раз про себя и скажите, на сколько частей можно его разделить. (На три части.)

Какими словами заканчивается первая часть? («… Не выдавай! Понатужься!»)

Что говорится в ней, как её можно озаглавить? (Купание в море.)

Какие кадры для диафильма нарисуете к этой части?

1. Корабль стоит у берегов Африки в ясный солнечный день.

2. Капитан, стоящий на палубе, командует: «Купаться!»

3. Матросы спускают в воду парус.

4. Старый артиллерист кричит что-то сыну с палубы.

Какими словами заканчивается 2-ая часть? (… и мальчики поплыли в разные стороны.)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Найдите и прочитайте в рассказе отрывок, подходящий к этой иллюстрации.

Как можно озаглавить эту часть? (Появление акулы.)

Как можно озаглавить третью часть текста? (Спасение мальчиков.)

(План записывается на доске.)

IX. Обобщающая беседа

Толстого интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!

1. Опишите, что он чувствовал в момент опасности? (Вначале он оцепенел от ужаса, затем опомнился и действовал решительно, смело и находчиво.)

2. Как мы охарактеризуем артиллериста? (Это сильный, смелый человек, крепко любящий своего сына.)

3. Какие слова в тексте указывают на то, что автор был сам участником событий? (Наш корабль…, на корабле с нами…,  мы все…)

4. Что ещё можно сказать о рассказе Толстого? (Он пишет так, что волнение, тревога, страх, радость передаются читателю.)

5. Можно ли рассказ представить как фильм? (Да, здесь есть действие, быстрая смена событий.)

6. Чем запомнится рассказ надолго? (Тем, что в страшную минуту находчивость, сила любви и решительность артиллериста спасают мальчиков.)

X. Отработка выразительного чтения 3-ей части

Просмотрите 3-ю часть и приготовьтесь к выразительному чтению.

XI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение всего рассказа. Составить (или нарисовать кадры диафильма ко 2-ой части)

XII.Итог урока

Рассказ какого автора читали на уроке?

Что узнали о писателе?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.