logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель:обучение описанию внешнего вида героя по музыкальному произведению.

Задачи:

I. Образовательные:

повторить и закрепить навык написания сочинения-описания;

отработать правописание личных местоимений;

повторить правила постановки знаков препинания при диалоге и прямой речи.

II. Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к фольклорному наследию народа;

прививать любовь и интерес к классической музыке.

III. Развивающие:

развивать умение работать над сочинением по разным источникам речи;

обогащать словарный запас детей;

развивать фантазию, умение творчески работать над сочинением;

развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Оборудование:

магнитофон, диск CD-R с записью пьесы Э. Грига "Кобольд”;

детские рисунки с изображением гномов, кобольдов, маленьких человечков;

литературные тексты.

Ход урока

1. Целевая установка.

2. Вводное слово учителя:

Сегодня у нас не совсем обычный разговор. Речь пойдёт об удивительном сказочном персонаже, герое многих-многих сказок разных народов мира: французов, немцев, датчан, норвежцев… Он живёт в лесу, в горных подземельях, где прячет свои сокровища, дружит с Беляночкой и Розочкой из сказки Братьев Гримм. Сейчас я зачитаю вам отрывок из сказки, и вы сразу догадаетесь, о каком сказочном персонаже идёт речь:

"Как-то раз мать послала девочек за хворостом. Собирая хворост, они вдруг заметили, что в траве, возле большого поваленного дерева, что-то прыгает, но никак не могли разглядеть, что это такое. Девочки подошли ближе и увидели - ? – крошечного человечка со старым сморщенным лицом и очень длинной белой бородой. Конец его бороды застрял в щели дерева, и человечек прыгал вокруг ствола, как собачка на привязи, не зная, как ему освободиться”.

Беседа.

- Кого встретили в лесу Беляночка и Розочка? (Гнома-карлика).

- Какие слова в сказке помогли вам узнать его?

(Крошечный человечек со старым, сморщенным лицом, очень длинной белой бородой).

- Так кого же называют гномом?

(Маленького, короткого человечка).

- Да, "в западноевропейской мифологии гном – бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища, олицетворение сил земли”.

- Назовите, какие вы ещё знаете сказки о гномах, маленьких героях?

( "Белоснежка и семь гномов” сказка Братьев Гримм; "Оле-Лукойе”, "Дюймовочка”, "Эльф розового куста” Г. Х. Андерсена; "Чудесное приключение Нильса с дикими гусями” Сельмы Лагерлёф, "Холодное сердце” Гауфа; "Незнайка в Солнечном городе” Николая Носова и др.)

- Действительно, малютки-гномы, тролли, карлики, мальчик-с-пальчик – частые герои сказочных историй.

Вспомните сказку, где из ячменного зёрнышка появилась на свет крошечная девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом (2,5 см.). Её так и прозвали - ? – Как?

(Дюймовочкой).

"Она была легче лебединого пуха. Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом. На столе стояла тарелка с водой, её края окружал венок из цветов. Длинные стебельки цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. Он служил малышке лодочкой, на которой можно было переправляться с одной стороны тарелки на другую. Дюймовочка каталась на своей чудесной лодочке и распевала песни. Такого нежного голоска, как у неё, никто никогда не слышал. А когда пришла зима, и пошёл снег, то одна снежинка была для крошки то же, что для нас целая лопата снега”.

- Ещё об одном крошечном существе, живущем среди цветов, рассказывает Андерсен в сказке "Эльф розового куста”.

"Эльф был такой крошечный, что человеческим глазом его не разглядеть было. За каждым лепестком розы у него было по спальне; сам он был удивительно нежен и мил, ну, точь-в-точь хорошенький ребёнок, только с большими крыльями за плечами”.

- О забавных коротышках из Цветочного и Солнечного городов: Незнайке, Сиропчике, Пончике, докторе Пилюлькине и многих-многих других рассказывал Николай Носов.

- А вот что поведал нам о мальчике-с-пальчик Василий Андреевич Жуковский:

Жил маленький мальчик,
Был ростом он с пальчик,
Лицом был красавчик,
Как искры глазёнки,
Как пух волосёнки,
Он жил меж цветочков.
В жары отдыхал он,
И ночью там спал он,
С зарёй просыпался,
Живой умывался росой,
Наряжался в листочек атласный.

- Гном (герой-малыш) представляется маленьким только среди обычных людей. Среди гномиков он нормального размера. Но и человек обычного роста может быть тоже гномом, лилипутом.

- Как вы думаете, когда такое случается с героем? В какой сказке? Вспомните сказку Свифта "Гулливер в стране лилипутов”, "Гулливер в стране великанов”.

- А вот в сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес” девочка откусила пирожок и стала маленькой-маленькой. И таким образом смогла проникнуть в нору.

3. Обобщающие слово. Организация беседы.

Словом, герои-малютки - достаточно частые гости волшебных повествований. И все они, как и обычные люди, не похожи друг на друга, имеют свой характер. Есть среди них настоящие злые волшебники. Вспомните троллей из сказок Андерсена, например, из "Снежной королевы”.

- Какое недоброе дело сотворил злющий-презлющий тролль?

(Злой тролль смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекраснее уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось ещё хуже.)

- Есть у Андерсена и добрые малютки, например, знаменитый Оле-Лукойе.

Чтение отрывка.

"Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к вам на постель. Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета - он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тону, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудесные сказки. А другой - совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как чурбаны и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне”.

- Вы обратили внимание на волшебный костюм Оле-Лукойе?

- А как еще бывают одеты гномы в сказках?

Установка на детальное слушание.

- Послушайте, как описывает своего героя сказочница Лагерлёф ("Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.) Запишите слова, которые помогают представить гномов.

"Маленький человек. На голове - широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки”.

Чтение.

Сказочник Гауф в "Холодном сердце” так описал своего героя: "Петер увидел под корнями старой ели крошечного старичка в чёрном кафтанчике, в красных чулочках, с большой остроконечной шляпой на голове. Старичок приветливо смотрел на Петера и поглаживал свою небольшую бородку – такую лёгкую, словно она была из паутины. Во рту у него была трубка из голубого стекла, и он то и дело попыхивал ею, выпуская густые клубы дыма”.

Беседа.

- Итак, как одеты здесь гномы?

- А теперь послушайте отрывок и подумайте, что помогло нам понять, что Незнайка – малыш.

"Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ёжик”.

(Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах)

4. Обсуждение наблюдений над текстами.

Описывая коротышку-гнома, сказочник использует множество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Но весь секрет в том, как уже мы говорили, что гном представляется маленьким только среди обычных людей.

- А теперь рассмотрите иллюстрации к сказкам о малютках. Опишите героев, их жилище, место, где они обитают (работа с иллюстрациями).

5. Подготовка к восприятию музыки

Удивительно, что гномиков можно не только нарисовать красками или описать словами, но о маленьких человечках можно рассказать и музыкальными звуками.

В весёлом хороводе пляшут гномы у Ференца Листа. Они так развеселились, что не могут остановиться. Хохочут, падают друг на друга и снова пускаются в задорный пляс.

У Эдварда Грига, норвежского композитора, есть небольшое музыкальное произведение "Пер Гюнт”, о приключениях, мечтавшего покорить весь мир. В эту сказочную историю ( текст её создан писателем Ибсеном) включена сцена, в которой Пер попадает в пещеру Доврского деда – горного короля, злобного и коварного тролля. Много пришлось пережить Перу, прежде чем он смог вернуться домой к своей возлюбленной Сольвейг. Когда вы повзрослеете, вы обязательно услышите эту изумительную сказку.

Сегодня мы будем говорить о другой пьесе Грига – "Кобольд”. Это слово в переводе с норвежского означает "маленький тролль”. Кобольд – излюбленный персонаж скандинавских преданий. Они живут в далёких горных подземельях, куда заманивают неосторожных путников, завораживают их, женят на своих дочерях и становятся владыками людских душ. Отвратительны и хитры взрослые тролли. Но в детстве они могут быть другими, как и люди.

Вот как композитор Эдвард Григ впервые встретился с кобольдами:

"Была зима. Тишина стояла в окутанном туманом городе. До Эдварда, когда он шёл в школу мимо застывших домов, доносился только гул моря. А сегодня он услышал ещё какой-то звук, похожий на далёкий стон. Эдвард сразу догадался: это кобольды – горные духи – томятся в своих пещерах. Им хочется попрыгать по горам, но не очень-то разгуляешься по такой погоде. Как-то осенью Эдвард увидел за городом глубокую пещеру и по крохотным следам – отпечаткам круглых башмаков сразу понял, что здесь живут духи, и даже пытался поговорить с ними.

Кто знает, может быть, кобольды и отвечали Эдварду. Но ничего не было слышно из-за шума ручья. Он вздулся от долгих дождей и с грохотом катился с гор в долину.

Потом, разучивая музыкальные упражнения, Эдвард вспомнил круглые следы и представил себе смешных кобольдов. Будто увидел их, стоя у входа в пещеру.

Клавиши дрогнули – маленькие существа понеслись по кругу, стуча деревянными башмачками. Но тише, тише… Ведь их топот едва слышен за бурлящим ручьём. Вот он! Звонкие стремительные звуки рвутся из-под пальцев. Вдруг они перешли на шёпот – это выглянуло солнце и почти высушило ручей. Теперь время кобольдов! Но хрустнула ветка – духи испуганно вскрикнули и пропали… Эдвард закончил играть. Он боялся верить, что смог передать звуками то, что представил себе”.

Установка на слушание.

- А теперь вообразите, что вы тоже встретились с этим забавным, что-то замышляющим кобольдом.

Подумайте:

Чем Кобольд занят?

Какое у него настроение?

Где происходят события пьесы? Как выглядит это место?

Какой он – герой музыкальной истории?

6. Слушание музыки.

7. Беседа о музыкальных впечатлениях.

- Какую историю рассказала вам музыкальная пьеса?

- Что вы представили, почувствовали?

Учащиеся отвечают на вопросы.

ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА.

Возможный языковой материал:

1. Внешний вид: забавный, на нём круглые деревянные башмачки, короткие штанишки, красный колпачок на голове, длинная седая борода и т. п.

2. Настроение: озорной, шаловливый, замышляющий какую-то каверзу.

3. Действия, движения: неуклюжий, задевает нечаянно лесные колокольчики, и они…; бросается шишками, пугается, падает, хнычет, бежит без оглядки, вздрагивает, колдует (гном-колдун), спотыкается, танцует на лунной дорожке.

4. Сказочный пейзаж: скалы с пещерами и гротами в них; пенящиеся шумные ручьи; деревья, поросшие от обилия влаги мхом; за каждым деревом таится лесной дух; тихие и бездонные озёра.

5. Звуки: шум падающей воды, ручья; далёкие звоны в горах; прозрачная мелодия; мягкая мелодия, таящая в себе жизненную силу; быстрые, порхающие звуки.

8. Устные описания, их обсуждение, редактирование.

9. Повторное прослушивание пьесы.

Обобщающее слово учителя о содержании музыки и её художественных средствах (изобразительно-выразительных).

- Вы ещё раз прослушали пьесу Э. Грига, окунулись в сказочный мир суровой норвежской природы, где за каждым деревом, в расщелинах скал, под корягами, среди мхов и лишайников притаились лесные духи кобольды- хранители волшебных сокровищ.

У каждого из вас будет в сочинении своя сказочная история, свой маленький герой.

Не забудьте так рассказать о музыке, чтобы ваш читатель почувствовал её очарование и очень захотел услышать чарующие звуки музыкальной композиции Эдварда Грига.

10. Работа над сочинением.

Создание письменного связного текста. Самостоятельная деятельность учащихся.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.