logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока:

помочь учащимся понять общее настроение картины, услышать звуки сиреневого сада;

формировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы;

научить умению отбирать рабочий материал, использовать его при написании творческих работ;

расширить словарный запас, активизировать воображение учащихся.

ХОД УРОКА

Учитель русского языка. Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета – цветка. Героиней нашего урока будет сирень. Словарный диктант, который мы сейчас напишем, поможет нам более выразительно и красиво написать сочинение о сирени.

У доски работает ученик.

Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья.

Самостоятельная работа. Подберите и запишите синонимы к слову ароматная.

(Зачитывают подобранные синонимы)

Учитель ИЗО. Вы подобрали красивые синонимы. Ведь природа красоты не оставляет человека равнодушным. Под воздействием этого чувства создаются замечательные живописные произведения. Русская живопись богата жанрами. Это портреты, пейзажи, исторические темы, натюрморты. 
Что же такое натюрморт? (Дети отвечают)
Вы правы. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, рыба, дичь. Посмотрите.
Как видите, П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Художник говорил, что «в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». Художник особенно любил сирень. П. Кончаловский посвятил ей множество полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Он не переставал восхищаться совершенством цветов, сумел передать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы».

Учитель музыки. Обратите внимание на последние слова П. Кончаловского. Ведьпрекрасная душистая сирень была воспета поэтами, художниками, но и композиторами. Любовь к белой сирени С. Рахманинов пронёс через всю свою жизнь. По его словам сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень». Какие картины возникают у вас, когда вы будете слушать пьесу?

Звучит пьеса «Сирень» С. Рахманинова.

– Какая же сирень предстала перед вами в этом музыкальном саду? (Дети делятся своими впечатлениями)

Учитель ИЗО: Мы услышали восхищение композитора. А теперь давайте вместе с художником П.Кончаловским войдём в просыпающийся
сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно с таким, какой изображён на его картине.
Посмотрите на эту картину. Художник сумел воспеть свежесть и и многоцветное богатство душистых гроздьев сирени. Легкими мазками написана картина. П. Кончаловский не ставил перед собой цель выписать каждую звездочку цветка, каждый листик. И от этого букет лишь только приобрёл какую-то волшебную объёмность, кажется, что можно дотронуться до сирени рукой, ощутив пальцами нежную прохладу лепестков.

Учитель: Рассмотрите внимательно картину. Какого цвета, каких оттенков  русского языка эта сирень? Запишите в тетрадь.
– Опишите грозди сирени.
– А как можно описать цветы сирени?
– С чем можно сравнить кисти сирени?
– Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? 
– Опишите корзину, в которой стоит сирень.
– Какое настроение навевает картина? Сумел ли художник передать своё восхищение этими цветами?

– Да, эта чудесная сирень вызывает хорошее настроение, напоминает о весне. Прекрасная сирень воспета не только композиторами, художниками, но и поэтами. Послушайте стихотворение Вс.Рождественского. «Сирень». Слушая его, обратите внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень.

– Вы обратили внимание, что и композитор, и поэт, и художник изображают один и тот же предмет по-своему: художник – красками, Композитор – звуками, поэт – используя выразительные средства языка.Глядя на эту картину, мы понимаем, что её написал влюблённый в цветы человек. Сам П. Кончаловский писал: «В этом букете всё цветёт, живёт, радуется».

– А теперь составим план к нашему сочинению. (В ходе совместной работы записывается план)

1. Слово о художнике П. Кончаловском.
2. Описание букета:

а) цвет и оттенки сирени
б) грозди и листья
в) корзина.

3. Моё впечатление от картины.

– Мы только что с вами побывали в сиреневом саду, мысленно нарвали огромный букет цветов. А сейчас попытаемся описать увиденное. А помогут вам в этом те материалы, которые лежат у вас на партах. Успехов вам в вашей творческой работе.

Учащиеся пишут сочинение.

Итог урока: Вот и окончилось наше заочное путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами, художником, 
композитором? (Ребята отвечают).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.