logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тайные пружины политики становятся явными иногда через столетия и даже тысячелетия или вообще не становятся, оставаясь загадками. Не понимая, почему произошло то или иное событие, ему дают собственное объяснение, что-то замалчивается, что-то перевирается. И чем дальше от нас отстоит событие, тем больше вероятность, что мы ничегошеньки не знаем о его реальной подоплеке.

Мы никогда не узнаем всех действовавших пружин поступков князя Владимира, хотя догадаться о некоторых вполне можно.

Но для начала то, что нам преподносят официально.

Подробнее...

По состоянию на февраль 2014 года в месяцеслове Русской православной церкви… 5008 святых!

Из них 2575 – святые непосредственно Русской церкви.

И это не считая месточтимых, то есть у каждой епархии помимо общих может быть не один собственный святой того или иного ранга.

Не многовато ли? За 1000 лет 2575 святых – по 2,5 за год получается. А если учесть периоды, когда вовсе не причисляли, то потом явно приходилось наверстывать упущенное.

Протестанты укоряют католиков и православных в идолопоклонстве, мол, развели святых, все стены в церквях иконами увешали. Внешне в укорах есть свой резон, иконостасы православных храмов таковы, что едва ли прихожане знают все иконы, в их состав входящие.

Но надо вспомнить, что иконам не молятся и не поклоняются, у святых просят заступничества перед Богом, просят помощи.

Как же мы надоели Господу своим нытьем! Многие ли приходят благодарить даже не за помощь, которую получили, а просто за то, что живы?

Подробнее...

Это не ерничество, если поверить самому красочному мифу о крещении князя Владимира в Корсуни, то придется признать, что простые водопроводные трубы могут оказаться причиной крещения сначала князя, а потом и огромной Земли.

Вот здесь хочется восклицать «позвольте вам не поверить!» на каждом слове.

Рассказ о самом выборе чуть ниже, а пока ответьте на простой вопрос: какую веру выбрал Владимир Святославич для Руси?

Понятно, что христианство, но ведь оно к тому времени уже разделилось на восточное и западное, а меньше чем через сто лет это разделение было запротоколировано. То есть уже тогда христианство западное отличалось от восточного. О сути этих отличий (не обрядовых, а основных) позже, а пока о названии.

Западная церковь уже называлась Римско-католической, ее прихожане соответственно католиками, а восточная константинопольская? Как назывались византийские христиане?

Подробнее...

Князь Владимир назван Святым равноапостольным за крещение Руси (за что же еще, других христианских заслуг и добродетелей за ним не наблюдалось).

Первыми крестили киевлян (вот они – издержки столичной прописки!).

Рассказ о крещении скопом в Днепре – миф чистейшей воды от первого слова до последнего.

Неужели вы верите, что вчерашние язычники, чьи предки приносили дары Велесу и Перуну испокон веку, которые с этим родились и прожили 10–20–50–70… лет своей сознательной или не очень жизни, по приказу князя стройными рядами отправились на берег Днепра, окунулись в воду и сразу стали христианами?

Не спорю, они могли внять призыву князя «кто не со мной, тот против меня» и прийти на берег. Даже в воду окунуться и крестик на шею надеть, но не веру сменить!

Подробнее...

Если уж совсем придираться, то крестили священники, не важно, константинопольские или болгарские. Но суть не в том.

Нельзя назвать крещением Руси попытку загнать в Днепр киевлян или в Волхов – новгородцев. Новгород еще не Русь, а уж Киев тем более.

Кто громил языческое капище в Киеве, свергал с его места и тащил в реку идол Велеса, русы? Славяне? Их даже киевлянами назвать нельзя, это были прежде всего дружинники, то есть люди пришлые (рискованно дружину, в мирное время охраняющую князя, набирать из местных, родственные связи в таком деле опасны), большей частью безродные, то есть без рода и племени, соответственно богов не знающие.

Именно дружина так легко крестилась вместе с Владимиром в Корсуни, если верить летописцам.

Наверняка были и помощнички из местных, те, кого Велес «обидел», не наделив на халяву богатством. Мрази всегда хватало, особенно в мегаполисах (пусть они и были тогда размером с микрорайон). Посечь безнаказанно бога, к которому свои счеты… изгаляться над поверженным идолом в надежде, что новый бог защитит от гнева Велеса…

Подробнее...

Ой, тут раздолье…

Миф на мифе стопочкой и в три ряда.

То, что летописец, по словам Татищева, несведущ был в жизни первых русских князей (а может, и был сведущ, да не счел нужным раскладывать все по полочкам, например, то, где жили те самые варяги?), определило раздолье трактовки каждого слова летописи. Особенно постарались немецкие историки, которых Екатерина Великая пригласила заниматься русской наукой. Результат весьма плачевен и всем хорошо известен.

Даже сейчас, когда норманнская теория вроде бы канула в небытие, спасителями будущей Руси от беспорядка по-прежнему считаются варяги, не то шведские, не то рюгенские.

Подробнее...

Согласно летописям, Игорь – сын Рюрика и его любимой жены урманнской княжны Ефанды. Какого именно Рюрика, так и осталось невыясненным, но точно известно, что Игоря воспитывал князь Олег Вещий, для него захватил обманом Киев, ради него много лет правил Киевской Русью, приумножая ее богатства, завоевывая все новые земли, примучивая соседние племена и воюя с византийцами.

До похода на Византию князь Олег сумел договориться с болгарами о проходе через их территорию конных дружин и помощи в… заготовке круглых поленьев (в качестве катков для волока кораблей).

На Константинополь князь Олег ходил весьма успешно, корабли посуху к самым стенам города перетащил, ворота попортил, прибив к ним свой щит, округу разорил… Хозяева императоры-соправители Лев и Александр так перепугались, что запросили пощады и предложили выкуп. Интересно, что испугало больше – волок, щит на воротах или кузькина мать всей округе?

Дань выплатили знатную, дружина князя Олега вернулась домой под шелковыми парусами (в те времена это было верхом расточительства) и тяжело груженной «дарами Византии», мало того, дань обещано платить всем городам, принявшим участие в походе, и всегда. Правда, у византийцев это «всегда» оказывалось только до смерти давшего слово, на следующих правителей не распространялось (сын за отца не в ответе), но и то победа.

Подробнее...

Княгиня Ольга жестоко отомстила за убийство мужа не только князю Малу, но и жителям древлянского Искоростеня.

Помните, как сгорел славный город Искоростень из-за того, что птахи в свои гнезда горящую солому принесли на лапках? Это все она, Ольга, придумала. Взять от каждого двора дань по воробью и голубю, а потом привязать к лапкам птичек горящую солому и пустить обратно, чтоб подожгли крыши, их приютившие. Сколько лет легенда ходит, и никто не задумывается (или задумывается, да только уж больно красиво?), что птица с горящей соломой в гнездо не полетит и вообще никуда не полетит, во-первых, потому что всегда старается от своего гнезда беду отвести, а не привлекать ее туда, во-вторых, потому что сгорит заживо вместе с этой соломой, пока лететь будет!

Но Искоростень действительно сгорел, только от стрел с паклей, пропитанных смолой и подожженных, которые дружина под руководством воеводы Свенельда пустила. Если вспомнить про оперение стрел, то на птиц вполне похоже. А легенду Ольга и придумала. Зачем? Чтоб ни у кого не возникло искуса повторить это же, например, с Киевом. Я, мол, подожгла при помощи птиц, попробуйте, может, и у вас получится. Вот вам и прекрасная барышня! Ни птах не пожалела, ни послов Маловских, ни народ Искоростеня. После этого у нее хватило ума установить твердый размер дани и места, куда ее свозить, чтоб не жечь больше городов из-за налогового недобора. А стоял Искоростень, между прочим, на Чернобыльской земле… Видно, есть места проклятые…

Подробнее...

Главные мифы о Святославе касаются его воинской доблести, боевого клича «Иду на Вы!», романтической любви к рабыне-ключнице Малуше, плод которой крестил Русь, и гибели от руки печенежского князя Кури (который сделал из черепа Святослава чашу для вина).

О самом Святославе мы знаем крайне мало. Согласно нашим летописям, он родился в 942 году у 49-летней Ольги и 67-летнего Игоря. Поздновато для средневековья, но не буду повторять уже сказанного выше по этому поводу. О князе летописи вспоминают только в связи с его военными успехами и демократичным поведением в быту среди своих дружинников. Тексты больше похожи на пересказ дружинного эпоса, образ Святослава грешит излишней воинственностью, хотя и очень привлекателен. Отсюда утвердилось мнение, что князь воевал ради самой войны, якобы весь интерес его заключался в походах и победах в сражениях.

Отдается должное его полководческому таланту, демократичности и умению организовать людей и отказывается в политической дальновидности и вообще в способности управлять страной. И то понятно, воевал вдали от родной земли, в Киеве бывал мало, а когда бывал, то явно тяготился этим, в конце концов, отказался править Киевом и решил основать свою столицу в Переяславце (это город Тулча на территории нынешней Румынии). Кому же такое понравится?! Укоряли князя и мать, и бояре, но тот оставался непреклонен. После смерти княгини Ольги в 969 году он поделил власть между сыновьями, оставив Киев Ярополку, древлян Олегу, а Владимира отправив в Новгород, и сам ушел основывать ту самую столицу, о которой говорил. И чего ему дома не хватало?

Подробнее...

Вот здесь мифов меньше всего.

С одной стороны, брата всего два (повторяю: официально), с другой – прожили оба не так долго, в-третьих, буйством нрава и амбициями не отличались.

Сколько было жен у князя Святослава Игоревича, не знает никто, нам известна одна – Предслава (или Преслава), дочь угорского князя Такшоня. Якобы ее привезла, возвращаясь из Константинополя, княгиня Ольга. Княгиня, чтобы обмануть поджидавших ее печенегов, а заодно и византийского императора, продержавшего княгиню в Константинополе до самых холодов, отправилась обратно не водой, а сушей в повозке.

По пути завернула к Такшоню, заприметила и сосватала для сына Предславу.

Та родила Святославу двух сыновей – Ярополка и Олега.

Мы почти ничего не знаем о детстве мальчишек, кроме осады Киева печенегами, когда Святославу, находившемуся далеко на юге, пришлось рысью возвращаться домой, чтобы разгромить врагов и освободить сидевшую за крепостными стенами княгиню Ольгу с внуками. А еще что князь строго-настрого запретил матери крестить его сыновей!

Подробнее...

Тут снова миф на мифе.

Говорить придется не только о законных языческих женах и о последней христианской, но и о множестве «временных».

Сначала короткое напоминание.

Язычники свято чли брачные узы, только смотрели на них несколько иначе. В семье должно быть много детей, особенно сыновей, это нужно для выживания и самой семьи, и Рода. Но сколько может родить даже самая крепкая и плодовитая женщина, если ей приходится еще и много работать, а дети выживают далеко не все? Это у мужчины могло быть о-о-очень много детей, у женщины нет.

Тогда на помощь приходило многоженство. Но это не были гаремы или много жен одновременно. Женщина детородна до определенного возраста, а если рожает часто, то эта граница наступает раньше. Мужчина способен к деторождению дольше. Вполне же логично, что старшая из жен уступает место на ложе следующей, превращаясь в хозяйку большой семьи. Это нормально для тех обществ, где обязательно иметь много детей.

Подробнее...

Летопись и за ней историки твердят, что князь Владимир прозван Красным Солнышком за внешнюю пригожесть и за то, что был ласков и с дружиной, и со своими подданными.

Ну и как этому верить? Вы много знаете князей, прозванных похоже? Нет, он один. Что, один был красив и добр к дружине? Скольких князь мог осчастливить личным участием в их судьбе – сотню, тысячу человек? Но с чего бы давать такое прозвище киевскому правителю где-то в дреговичской или вятичской глуши? Чем он так угодил древлянам или даже полянам из Родни, немало от него пострадавшим, чтобы звать Красным Солнышком? Где могли видеть князя те, кто никогда в Киеве не бывал, чтобы убедиться в его пригожести?

Сдается, что вовсе не из-за кудрей и улыбки его так прозвали, это было сакральное прозвище, значившее куда больше, чем мы думаем. Языческое, а не бытовое, что очень важно.

Утвердившись в Киеве и почувствовав себя уверенно, князь (уже киевский) Владимир Святославич сделал две вещи. Во-первых, он отправил прочь помогавших ему варягов. Вернее, поделил дружину на две явно неравные части – тех, кто был лоялен и согласен служить кому угодно, оставил при себе, приняв в собственную дружину. Второй части более буйной и менее вменяемой – платить за услуги отказался и выставил вон с советом пойти пограбить Константинополь. При этом в качестве благодарности, опережая варягов, отправил в Константинополь гонца с советом императорам не брать оных на службу ни в коем случае. Очень благодарный князь, просто невероятно.

Подробнее...

Многочисленное потомство следовало пристроить, чтобы никому не пришло в голову отнять Киев у папаши. И Владимир поспешил отправить деток подальше в прямом и переносном смысле этого слова. Пожалуй, даже значимостью этих служебных командировок отпрысков можно измерять степень приязни князя Владимира к тому или иному сыну.

Старшего сына Вышеслава от чешки (видимо, Алохии), родившегося в Новгороде, Владимир там и оставил княжить. Едва ли потому, что очень доверял первенцу, напротив, никаких сведений о том, что папаша вообще интересовался сыном при его жизни, нет. Но как только Вышеслав умер, его место занял не менее нелюбимый Ярослав.

К Вышеславу Владимир отправил, видимо, ставшего обузой своего дядю Добрыню. Как только князь крепко сел в Киеве, Добрыня уехал на север держать в узде Новгород и княжьих родственников. Что ж, всяк сверчок знай свой шесток.

Кто-то из двоих сыновей Владимира – Вышеслав или Всеволод – сватался к овдовевшей шведской королеве Сигрид Гордой в 995 году. Дама была еще та. Ее отождествляют с дочерью польского короля Мешко Святославой, матерью Олафа Шетконунга (будущего тестя Ярослава Мудрого). Так это или нет, разбираться не будем, для нас интересно другое.

Подробнее...

Есть люди, смерть которых навсегда заслоняет их жизнь, то есть потомки помнят подвиг, оборвавший жизнь героя, и мало интересуются, а что же было до того.

Бывает наоборот, жизнь человека делает неважными обстоятельства его смерти.

Но крайне подозрительно, если не простой смерд или дружинник, даже не воевода или боярин, а князь Киевской Руси

– внезапно заболел и умер буквально за день до выступления на своего мятежного сына;

– смерть эта произошла не в Киеве, а в Берестове и о ней никому не сообщили;

– о смерти князя не знали даже слуги и дружина, его тело завернули в ковер и тайно вынесли из терема через окно;

После его смерти начался такой передел власти, какой не снился предыдущим поколениям.

– тело захоронено в Десятинной церкви, однако никаких чудес ни тогда, ни ныне мощи князя не являли;

– саркофаги князя Владимира и его последней супруги Анны были погребены под руинами Десятинной церкви в 1240 году, когда ордынцы захватили Киев.

Подробнее...

Почему-то считается, что главным наследством Руси после князя Владимира было христианство.

Киевской Руси, возможно, да, но даже у нее имелось иное наследство, которого попросту не замечают.

Вернемся к дохристианскому периоду киевского правления князя Владимира Святославича.

Когда о нем пишут, то обычно упоминают о языческом капище и «изгнании» варягов в Константинополь. Однако было куда более важное дело, почему-то мало обсуждаемое. А ведь оно имело важнейшие последствия для жизни всей Руси, не только Киевской и не только современной князю.

Вот о чем речь.

Юг Руси постоянно подвергался нападениям со стороны Степи, кто бы из степняков – хазары, печенеги или половцы – там ни жили. Ко времени князя Владимира хазары свою силу в основном растеряли, серьезно поспособствовал этому князь Святослав Игоревич. Были еще сильны, но уже не диктовали свою волю по всей Степи.

Подробнее...

Странный заголовок, не так ли?

Сколько уж говорено, что и Рюрик пришел диких славян организовывать совсем недавно, практически на прошлой неделе, и князь Владимир Русь крестил позавчера, вопрос закрыт и обсуждению не подлежит!

Но находятся разные дилетанты, сующие свои носы в серьезные дела серьезных людей и въедливо вопрошающие:

– А почему?..

Вы можете сколько угодно меня ругать, но я все равно буду задавать эти самые вопросы!

Перед вами очередной: как давно и кем на Русь принесено христианство?

То, что я напишу дальше, давно и всем известно. Так делайте же выводы!

Подробнее...

Вопрос логичный. Мы так привыкли к термину «Византия», что совершенно не задумываемся, что же он означает.

Не было такого государства! НЕ БЫЛО!

И сами себя, например, константинопольцы никакими византийцами не звали. И их соседи тоже. И соседи их соседей.

Была восточная часть Римской империи, которая таковой себя и считала. И называла тоже – римлянами, а с учетом того, что очень многие на территории Восточной Римской империи говорили по-гречески, – ромеями.

Русские называли ромеев греками.

Византией историки назвали Восточную Римскую империю определенного периода, чтобы «отделить» от Западной, слишком уж разными были положение, экономика, политика и прочее у двух половин. Кстати, Восточная была куда богаче Западной до тех пор, пока в 1204 году закованные в латы сородичи со стороны заходящего солнца не разграбили Константинополь, увезя с собой абсолютно большую часть его богатств – этакая «братская» помощь Рима Константинополю, после которой тот так и не смог оправиться. Прежней после братского визита Византия уже не стала, хотя существовала еще два с половиной столетия. Даже турки при захвате города в 1453 году не нанесли ему большего ущерба, чем братья-крестоносцы.

Подробнее...

Конечно, не вернут, ведь мы совершенно разучились пользоваться главным достоинством русского языка – он такой богатый, потому что словообразовательный.

Имеется в виду, конечно, тот язык, который мы получили от предков, а не тот, которым слишком многие пользуются ныне, оскопленный и напичканный чуждыми словечками, так якобы легче понять друг друга. Это «обрезание» богатейшего языка – настоящая проблема, о которой мало задумываются и еще меньше пытаются бороться.

Зачем урезать свой богатейший язык, довольствуясь кем-то кастрированными понятиями? Пример (взят из цикла передач «Игры Богов»):

Английским глаголам to look и to see соответствует пара десятков русских: смотреть, видеть, глядеть, зреть, созерцать, глазеть, взирать, зырить (зырить слово вовсе не ругательное и не грубое, просто его значение подзабыли и объявили устаревшим)…

Подробнее...

Когда читаешь ПВЛ, время от времени появляется желание взять в руки карту, чтобы убедиться, что крыша с головой все в порядке. Это к слову, но все же…

«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, – по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра».

Подробнее...

Мы привыкли к тому, что реки текут, горы стоят, рыба в озерах плещется (или уже не плещется), моря штормят, солнце светит…

Что может измениться на памяти одного-двух поколений?

Ну, лес вырубят, рыбу перетравят, озеро загадят… Бывает и покруче, Аральское море вон исчезло действительно за время жизни пары поколений, еще чуть, и только на бумаге останется.

Но в основном все по-прежнему, то есть меняется пейзаж – был лес, стал лесок, была река, стала свалка мусора, была роща, теперь заборы коттеджного поселка…

Природа же, на наше счастье, неспешна.

А ведь не все так постоянно, и прежде чем говорить о том, как жили люди, нужно посмотреть, где они жили, это может оказаться очень важным для понимания и образа жизни, и передвижения народов.

Теперь география применительно к Древней Руси и тому, что ей предшествовало, по крайней мере, в районе призвания варягов.

Подробнее...

Вернемся к самому началу Русской Земли, которое, согласно товарищу монаху Нестору, состоялось после призвания варягов под руководством Рюрика по совету умирающего новгородского старейшины (или посадника) Гостомысла.

Это все помните, повторять не буду, выделю только явные странности.

Рюриков дед Гостомысл новгородский старейшина.

Это означало хотя бы наличие Новгорода. Но город на берегу Волхова тогда не существовал, его Рюрик поставил много позже.

Если город Новый, значит, какой-то Старый уже есть?

Конечно, в каждой Земле бывали Новгороды, как раньше в каждом райцентре, не говоря уж об областных центрах, свои проспекты Ленина. Каждый вновь образовавшийся город наверняка так и называли, пока другое название не обретал, отличающее его от остальных. Загвоздка только в том, что в стародавние времена города не поднимались, как комсомольские стройки, – по приказу князя. Вообще-то летопись твердит, что и князей не было, мол, все дикость вокруг, какие там новые города?

Подробнее...

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.