logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока. Познакомить с терминами "фольклор”, "жанры фольклора”; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.

I. Игра «Литературное лото»

1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.

2. Командам раздают карточки с напечатанными литературоведческими терминами: "пословица”, "поговорка”, "загадка”, "считалка”, "скороговорка”, "потешка”, "колыбельная песенка” и так далее.

3. Учитель читает тексты, учащиеся определяют жанр. После чтения учителем дети совещаются. Команда, у которой карточка с ответом, поднимаёт её.

а)

Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке щетинка. (Поросёнок.)

б)

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

в) По платью встречают, по уму провожают.

г)

Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!

д) Наш Полкан попал в капкан.

е)

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной лапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в… яму
Бух!

II. Сообщение учителя

Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин "фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает "народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда — только словесное.

Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — "ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания — "встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов.

Работа со статьёй учебника (с. 5–7).

Работа парами. Задание: найти в тексте определение понятий. Привести пример из учебника или свой. (Дети находят термины: "пословица”, "поговорка”, "загадка”. Найденные термины записывают в тетрадь.)

Составляется таблица.

Жанр

Задача жанра

1. Пословица — краткое изречение.

Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.

2. Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него.

Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.

3. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. "Формула” — тот и выйдет вон.

Помочь весело распределить роли в игре.

4. Загадка иносказательно описывает предмет. 
Три типа: 
1) перечисление признаков загаданного;
2) открытое сравнение признаков загаданного;
3) скрытое сравнение признаков загаданного.

Учит угадывать задуманное.

5. Побасёнка — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.

Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми.

Весело учить малыша жестам, навыкам.

III. Итог урока

Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт тексты.

Задание: определить жанр, прокомментировать своё решение.

Карточки с текстами.

Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.

Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.

— Тит, иди молотить!
— Брюхо болит!
— Тит, иди щи хлебать!
— Где моя большая ложка?

Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!

Зимою греет,
Весною тлеет, 
Летом умирает,
Зимой оживает.

Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,
Чтоб тебя разнесло!

Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках, 
внуки на собаках.

IV. Задание на дом (по выбору)

1. Подобрать свои задания для карточек лото.

2. Написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки.

3. Что такое обряд? Попытайтесь найти материалы об этом виде фольклора.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.