logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: сформировать представления о жанре былины; рассмотреть заглавные образы былины, выявить средства и приемы их создания; определить черты национального характера Ильи Муромца.
Основные виды деятельности: художественное рассказывание; слово учителя; комментированное чтение былины; чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника.

Термины: былина, гипербола.

Этапы урока:

      I. Выразительное рассказывание учителем воспоминаний этнографа Веры Николаевны Харузиной задаст необходимый тон урока и подготовит учащихся к объявлению темы:
      «День был воскресный, и народу в деревне много. Горница быстро наполнилась народом. Вошел Утка, невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то простодушное, детски беспомощное. Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло все лукавое, детское и наивное. Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка неровно подергивалась шея.
      Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук его монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они. Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, но потом со всех сторон поднялся говор.
      — Ай да старик, как поет... Ну, уж потешил...
      — Пожалуй, и сказка все это, — нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все.
      — Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.
      — Мне вот что думается: кому же это под силу — вишь ведь как он его.
      — На то и богатырь — ты что думаешь?.. Не то, что мы с тобой, — богатырь!.. Ему что? Нам невозможно, а ему легко, — разъяснили со всех сторон»

      II. Беседа по вопросам, записанным до рассказывания учителя на доске:
      1. О каком жанре фольклора идет речь?
      2. Какие образы характерны для данного жанра?
      3. Что вы знаете о былине?
      4. Какие особенности распространения и бытования былин раскрыты в воспоминании этнографа?
      5. Вспомните имена нескольких былинных богатырей.

      III. Рассказ учителя о возникновении былин, их бытовании и назначении, особенностях былинного стиха, классификации былин. Возможно обращение к статье учебника, чтение которой будет дополнено комментариями учителя.
      Следует обратить внимание на то, что былина, наряду с песней, один из древнейших видов устного народного творчества, который первоначально был способом передачи древнейших верований, представлений о мире, сведений об истории. Все рассказанное в былине воспринималось как правда, как реально происходившие в прошлом события.
      В середине XIX века слово «былина» ввел в обиход собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров, взяв его из древнерусской воинской повести «Слово о полку Игореве»: «Начнем же эту песнь по былинам сего времени, а не по замыслу Бояна». Слово «былина» обозначало здесь быль, реальные события. Интересно и то, что былины в древности играли роль исторического документа, передавали в художественных образах факты русской истории, настроения людей, их отношение к историческим событиям и личностям.
      Главные герои былины — богатыри, наделенные исключительными чертами, отличающими их от других людей. Они не только показывают силу и удаль молодецкую, но и стремятся к защите родной земли и ее людей. Бóльшая часть былин посвящена борьбе с чудищами или вражьей силой. Противники богатыря тоже исключительные, равные ему по силе. Былинное время движется то быстро, то медленно, и здесь большая роль отводится повторам. Былины не пелись, а сказывались, произносились нараспев речитативным стихом. В былинном стихе отсутствовала рифма. Не было строго определено количество слогов в строке, а количество ударений приближает былинный стих к прозе.


      IV. Выразительное чтение былины начинает учитель и продолжают шестиклассники, обращаясь к комментариям, объяснению исторических реалий, незнакомых слов.


      V. Беседа no вопросам: 
1. Почему образы Ильи Муромца и Соловья-разбойника вынесены в название былины? 

2. Какие исторические черты жизни русских людей отражены в былине? 

3. Прочитайте описание Ильи Муромца и Соловья-разбойника. 

4. Какие эпитеты, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы использованы в былине? Подумайте, с какой целью. Приведите примеры. 

5. Как подчеркивается исключительность былинного богатыря и злодея-врага в былине? 

6. Прочитайте описание вражеской силы у Чернигова, дороженьки к Киев-граду. Опишите, какие трудности и препятствия преодолевает былинный богатырь. 

7. Каким показан образ князя в былине?

      В ходе анализа былины используются также вопросы 2, 4, 5, 6 учебника.


      VI. Заключительное слово учителя о национальном характере в былинах. На этом этапе возможно обращение к произведениям изобразительного искусства (например, подготовка к выполнению индивидуального задания 4 по картине В. М. Васнецова «Богатыри»).


      VII. Домашнее задание: 

1) нарисовать иллюстрации к русским былинам; 

2) подготовить выразительное чтение фрагмента одной из былин. 

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 (по выбору).

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.