logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: познакомить учащихся с видами народной песни; рассмотреть повествовательное и лирическое начала в народной песне.

Основные виды деятельности: слово учителя; чтение фрагмента вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; оформление таблицы.

Термины: народная песня, обрядовые и необрядовые песни.

Этапы урока:

I. Вступительное слово об истории возникновения песенного жанра, особенностях бытования и распространения народных песен. Следует обратить внимание на близость песни к поэзии, музыке и танцу, показать связь песни с бытом, традициями, обрядами народа, национальным характером. Слово учителя сопровождается приведением примеров, иллюстрирующих особенности песенного жанра.

II. Чтение вступительной статьи учебника (фрагмент о народной песне) и беседа по вопросам, направленная на закрепление нового материала:

1. Назовите известные вам фольклорные жанры.

2. В чем особенность песни как фольклорного жанра?

3. Назовите основные виды народных песен.

4. В чем главное отличие эпических песен от лирических?

5. Каковы основные особенности языка народной песни?

III. Составление схемы «Виды народной песни» в тетрадях и на доске:

Обрядовые — календарные (колядки, веснянки, масленичные); трудовые, сопровождающие трудовые процессы (посевные, сенокосные, урожайные); семейные (свадебные, колыбельные, похоронные).

Необрядовые — исторические и героические, воспевающие историческое событие, народный подвиг, легендарного героя; лирические (любовного и семейно-бытового содержания); связанные со статусом, родом занятий человека (бурлацкие, ямщицкие, солдатские, разбойничьи); игровые (частушки, дразнилки, страшилки, хороводные и др.).

Попутно учащиеся вспоминают об обрядах русского народа, особенностях быта, традициях, своеобразии детского фольклора. Возможно также обращение к биографиям собирателей и исполнителей народных песен.

IV. Составление сопоставительной таблицы «Особенности обрядовой и необрядовой песни» (на основе материалов вступительной статьи учебника).

Обрядовая песня

Необрядовая песня

Часть обряда, исполняется хором

Связана с внутренним миром личности, исполнялась хором и индивидуально

Появляется в более раннее время, до необрядовой песни

Появляется после обрядовой песни

Передает в большей степени черты быта, традиции, особенности деятельности человека

Передает более сложные чувства, переживания, противоречия в характере личности

V. Анализ народных песен, приведенных в учебнике, включает выразительное чтение песни вслух и беседу по вопросам учебника, позволяющим рассмотреть идейное и художественное своеобразие народной песни. Важно обратить внимание учащихся на следующие моменты:

1. От какого лица ведется песенное повествование? 2. Какому событию посвящена песня? 3. Опишите героиню (героя) песни. 4. К кому обращена песня? 5. Каково психологическое состояние героини (героя)? Какие чувства, желания, мечты, тревоги героини (героя) раскрываются в песне? 6. Какие темы затронуты в песне? 7. Как построена песня? 8. Приведите примеры, особенно ярко характеризующие язык народной песни. Какие знакомые вам художественные приемы используются в песне?

При анализе народной песни необходимо научить шестиклассников выделять в ней эпическое (повествовательное) и лирическое (эмоциональное) начала. С этой целью следует обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» и проверить знания учащихся об особенностях эпоса и лирики как родов литературы.

На завершающем этапе этого урока можно использовать вопросы учебника, помещенные после текстов песен, а также предложить дополнительные вопросы:

1. Как вы думаете, почему писатель М. Горький утверждал, что подлинную историю народа нельзя узнать, не зная устного народного творчества?

2. Какие темы чаще всего находят отражение в народных песнях?

3. Какие события составляют основу народных песен?

VI. Выразительное чтение учителем фрагментов рассказа М. Горького «Как сложили песню» или выполнение задания 6 учебника (сопоставление впечатлений от чтения текста и от прослушивания народной песни).

VII. Заключительное слово учителя о песне как особом жанре в фольклоре. Необходимо вновь обратить внимание учащихся на то, что в песне, являющейся художественной коллективной деятельностью народа, отражались горести и радости русского человека, его взгляд на жизнь, идеалы.

Не случайно, что многие русские писатели в своих произведениях обращались к народной песне.

VIII. Домашнее задание:

1) выполнить задание 4 учебника;

2) нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных на уроке песен.

Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.