logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

I. Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества

Слово учителя

Жизнь Николая Семеновича Лескова была интересной и необычной. Мы привыкли к тому, что почти все писатели XIX века — дворяне. Лесков тоже был потомственным дворянином, но в первом поколении. Дед и прадед писателя были священниками в селе Лески Орловской губернии. От названия этого села пошла родовая фамилия — Лесковы.

В «Автобиографической заметке» о своем отце Лесков писал так:

«Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, „не пошел в попы", а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу...

Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему покойная мать „через задние ворота"...

С сорока копейками отец пришел в Орел и „из-за хлеба" был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его „переманул" к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства...

На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни...»

Семен Дмитриевич Лесков стал чиновником и дослужился до чина коллежского асессора. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Дворянство у Лесковых было, но не было ни больших поместий, ни крепостных крестьян.

Николай Семенович Лесков родился в селе Горохове Орловского уезда. «Мы жили в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой», — писал Лесков. Семья поселилась в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Лесков дружил с деревенскими детьми и хорошо знал жизнь русских крестьян.

Когда будущему писателю было 17 лет, отец его умер от холеры, и Н. С. Лескову пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он переехал в Киев, где жил его дядя, и начал служить на мелкой должности в суде. Затем он поступает на службу к частному лицу и в течение трех лет ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Лесков встречается с людьми разных сословий, слышит их речь, разделяет их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни.

В тридцать лет Н. С. Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. М. Горький замечал: «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни».

Но разве мало было людей в нашей стране, которые имели громадный жизненный опыт? Вероятно, одного только жизненного опыта мало, чтобы начать писать. Надо уметь осмыслить этот опыт. Вот что писал сам Н. С. Лесков: «Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего „мелкопоместного курничка", из постоялого двора и с поповки...»

Писатель не только знал детали быта, но и понимал, какими отношениями связаны между собой представители различных сословий. Он видел не только явления, но и скрытые пружины различных явлений. Описывая своих героев, он хотел показать то лучшее, что есть в людях. Именно поэтому произведения Н. С. Лескова считаются выдающимися произведениями литературы XIX века.

II. «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Сказ как форма повествования

В подзаголовке обозначен жанр произведения — сказ. Ученики уже знакомы с жанром сказа. В курсе 5 класса они изучали сказы П. П. Бажова и работали с определением жанра. Активизирует уже имеющиеся у шестиклассников знания и поможет им соединить эти знания с ведущей проблемой курса выделение образа повествователя в сказе, проводим эту работу в форме эвристической беседы. Эвристическая беседа во многом спонтанна, поэтому обозначим основные вопросы, на которые может опираться учитель.

Эвристическая беседа

— Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в прошлом году. Кто его автор?

— Как мы определяли жанр сказа?

* Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Чем отличается сказ от сказки?

В основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь, на основе реального события.

Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествователя (рассказчика). (Учитель может нарисовать на доске простую схему, чтобы дети смогли лучше понять возникновение сказа.)

— Как вы объясните, что такое образ повествователя?

* Повествователь в литературном произведении не реальный человек, а художественный образ. Но читателям кажется, что он обладает всеми чертами реального человека.

— Какими чертами обладает образ повествователя в сказах П. П. Бажова?

Дети вспомнят, что читателям кажется, будто рассказчик — старый опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду, в которую одевались мастеровые люди. Когда он рассказывает свои истории, то немного грустно улыбается.

— Какой сказ П. П. Бажова мы читали в классе? Интересно ли вам было его читать?

— Какие сказы П. П. Бажова вы читали самостоятельно?

— Вернемся к теме урока. История о косом левше и хромой блохе — это сказ. Что мы можем предположить, зная жанр произведения?

Мы можем предположить, что произведение написано Н. С. Лесковым на основе легенды, услышанной им от какого-то человека. Эта легенда, в свою очередь, возникла на основе реально происходившего события. И в первом издании «Левши» автор указывал на якобы существовавшего человека, от которого он услышал легенду о мастере, подковавшем блоху.

Но тем и удивителен сказ Лескова, что ни сказителя, ни народной легенды не существовало. Была только одна прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».

Образ повествователя и образы героев, созданные Лесковым, оказались настолько убедительными, что после публикации этого сказа в Туле возникла легенда о левше, который подковал блоху.

Говоря о героях произведения, будем иметь в виду, что повествователь (рассказчик) такой же герой. У него особая речь и свое, особое отношение к событиям, о которых он рассказывает.

III. Изображение Александра I и атамана Платова

Комментированное чтение

Учитель читает вслух первые три главы «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н. С. Лескова, стараясь передать особую интонацию сказа и попутно комментируя непонятные ученикам слова. Дети отметят необычные слова и выражения, которые употребляет рассказчик, и схожесть первых трех глав со сказкой: можно выделить зачин и повторы эпизодов.

— Где и когда происходит действие первых трех глав?

— Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?

Домашнее задание

Выписать из первых трех глав цитаты, характеризующие императора Александра Павловича и атамана Платова.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение с четвертой по десятую глав сказа.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.