logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

I. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева, устные ответы на задания рубрики «Совершенствуйте свою речь».

II. А. А. Фет: страницы биографии

В учебнике 5 класса стихотворения А. А. Фета уже были выделены для монографического (на уровне соответствующего возраста) изучения. Кроме биографической статьи, в 5 классе предлагались стихотворения «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». Сначала необходимо актуализировать в памяти сведения о поэте. (Учебник для 6 класса пока не открываем.)

— Догадайтесь, о каком стихотворении я вам сейчас расскажу — мы его изучали в 5 классе. Поздняя весна, на деревьях уже распустились листья. Рассказчик сидит перед окном дома, вокруг которого растет сад, и видит, как в песке купается воробей, в окно светит солнце. Но над дальним лесом уже идет дождь, и туча приближается к саду...

«Весенний дождь» («Еще светло перед окном...»)

— Вспомните, из какого стихотворения словосочетания, которые я вам сейчас назову: одинокий бег, небес высоких, полная луна, белая равнина, чудная картина.

— Продолжите читать стихотворение: «Задрожали листы, облетая, / Тучи неба закрыли красу...»

— Кто автор этих стихотворений? Что вы о нем знаете?

Можно вспомнить, опираясь на биографическую статью учебника 5 класса, что А. А. Фет учился на словесном отделении Московского университета, но поступил на военную службу, которой отдал 13 лет жизни. В 38 лет Фет купил имение в Мценском уезде Орловской губернии и стал помещиком. Он сумел быть одновременно рачительным хозяином и лирическим поэтом. Последние сборники его стихотворений выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни». Прожил А. А. Фет 72 года.

— Откроем учебник, прочитаем рассказ о поэте. Статья учебника состоит из двух частей: биографической и литературоведческой (начиная с 3-го абзаца: «Одаренность Фета исключительна...»). На первом уроке уместно прочитать биографическую часть статьи. В ней упоминается много имен, часть которых дети уже слышали, другая часть им неизвестна. На именах стоит остановиться подробнее, чтобы дети начали формировать у себя представление о культурном контексте эпохи.

Аполлон Григорьев — поэт.

Яков Полонский — поэт-лирик (его стихотворения «По горам две хмурых тучи...» и «Посмотри — какая мгла...» включены в учебник для 6 класса, можно найти их по оглавлению).

Сергей Соловьев — историк, один из основоположников научного изучения истории.

Николай Васильевич Гоголь — писатель (в 5 классе дети читали его «Заколдованное место»).

Иван Сергеевич Тургенев — писатель (в 5 классе читали рассказ «Муму», в 6 — «Бежин луг»).

Николай Алексеевич Некрасов — поэт (в 5 классе читали «На Волге», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»; в 6 классе произведения Некрасова начнем изучать сразу после изучения творчества А. А. Фета).

Дмитрий Васильевич Григорович — писатель, выступавший против крепостного права (детям может быть известна его повесть «Гуттаперчевый мальчик»).

Лев Николаевич Толстой — писатель (в 5 классе читали его рассказ «Кавказский пленник»).

Запомним названия издававшихся в России литературных журналов: «Отечественные записки», «Москвитянин», «Современник».

Мы видим, что А. А. Фет общался с лучшими, самыми образованными людьми своего времени. Можно рассказать ученикам, что с И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым А. А. Фет сохранял дружбу многие годы.

Составление простого плана

План можно коллективно составить по биографической части статьи учебника: на него дети будут опираться дома при подготовке рассказа о жизненном пути А. А. Фета.

III. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи

После того как учитель или подготовленный ученик прочитает это стихотворение А. А. Фета, спросим, какие чувства вызвало это стихотворение у школьников. Обратим внимание детей на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передает нам поэт?

Анализ текста

Прочитаем стихотворение внимательно — по строфам.

Читаем 1-ю строфу.

В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством. Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель — женщина-колдунья, ветка — рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.

Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.

— Прочитайте 2—4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Читаем 2-ю строфу.

— С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?

— Какие согласные звуки в 3—6 строках передают шум ветра?

— Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?

— Как вы понимаете значение глагола гудет? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола гудет от смысла глагола гудит?

— На какие части делится вторая строфа? Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?

Чу — междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки, его можно заменить словом слышишь. Междометие носит просторечный характер.

— Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: «Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога". На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека».

С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

— Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

Можно предложить на выбор несколько слов: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...

— Как меняется настроение во второй части строфы?

Читаем 3-ю строфу.

«Сладостен зов мне глашатая медного!»

— К какой части речи относится слово сладостен?

Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.

— В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?

Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.

— Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?

— Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?

— Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.

— Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?

Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».

— Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

Взывающий, сладостен, глашатай.

— К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?

— Что означает выражение странник бедный? В каком значении употреблено прилагательное бедный: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?

Обучение выразительному чтению

— Каким размером написано это стихотворение?

— Что общего у амфибрахия в стихотворении Ф. И. Тютчева «Листья» и у дактиля в стихотворении А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»?

Хорошо, если дети смогут уловить ритм вальса и подтвердят свое ощущение строчкой «Листья кружатся у ног».

Можно еще раз обратить внимание на длину строк и сравнить их с неравномерными порывами ветра, чтобы создать у детей осязательный образ.

— Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?

— Определите способ рифмовки в этом стихотворении. Повторно читаем стихотворение А. А. Фета необходимое количество раз, стремясь передать выработанное в процессе беседы понимание текста.

Домашнее задание

Опираясь на статью учебника и составленный по ней план, подготовить рассказ о жизненном пути А. А. Фета.

Подготовить выразительное чтение (наизусть — по усмотрению учителя) стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения А. А. Фета «Морская даль во мгле туманной...»

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.